(c) far100ker/Предыдущий автор удалил свой гайд. Чтобы не убивать тему, я решил просто вставить в первый пост новый гайд. Гайд составлен по программе "минимум", основываясь на переводе гайда с портала Icy-veins вперемешку с полезной информацией с elitistjerks. Все замечания и пожелания Вы можете описать в данной теме, либо мне в пм. Спасибо за понимание и содействие./

ВступлениеИгра шаманом совершенствования (энхом - от англ.
"еnhancement") подразумевает использование уникального стиля игры, который сочетает в себе как ближний бой, так и использование заклинаний. Это позволяет быстро переключаться между целями, не зависимо от того, находятся они перед вашим носом или на дальней дистанции - шаманы совершенствования могут использовать свои способности и на тех, и на других без видимых нарушений основной ротации. Помимо этого энхи имеют в своем арсенала сильные защитные умения и самоотхил, а также являются одними из лучших по сбиванию кастов. Не стоит забывать, что энх - это в первую очередь шаман, поэтому он также, как и другие шаманы, обладает стандартным набором тотемов, способностью
пуржить и
хексить, ну и конечно же
перерождением и
БЛом/
Герой, с которыми вот уже долгое время и ассоциируются шаманы как класс. Стоить отметить, что система АоЕ практически с каждым патчем менялась и постепенно преображалась из лягушки в царевну, поэтому в сегодняшнем контенте патча 4.3 энхи могут чувствовать себя довольно уверенно, потому что на продолжительных АоЕ-энкаунтерах они являются одними из лучших.
В данном гайде вы узнаете все, что Вам нужно для комфортной игры в рейдах шаманом совершенствования
Содержание:
- 1. Вступление
- 1.1. Содержание
- 1.2. Термины и обозначения
- 2. Дерево талантов
- 3. Символы
- 4. Классовые способности и стиль игры
- 4.1. Баффы
- 4.2. Выбор оружия
- 4.3. Проки
- 4.4. Приоритет абилок
- 5. Характеристики
- 5.1. Приоритет статов
- 5.2. Перековка (рефорджинг)
- 6. Улучшения
- 6.1. Вставка камней (сокетинг)
- 6.2. Наложение чар (энчантинг)
- 6.3. Выбор профессии
- 7. Употребляй правильно!
- 7.1. Еда
- 7.2. Настои
- 7.3. Зелья
- 8. Рекомендации
- 8.1. Полезные макросы
- 8.2. Полезные аддоны
- 8.3. Полезные ссылки
- 9. Заключение
Термины и обозначения:
Агила/Ловка - Agility - Ловкость
Хит - Hit - Меткость
Экспертиза - Expertise - Мастерство
Мастери - Mastery - Искусность
Крит - Critical Strike Rating - Шанс критического удара
Хаст - Haste Rating - Рейтинг скорости боя
Инт - Intellect (Int) - Интеллект
АП - Attack power (AP) - Сила атаки
СП - Spellpower (SP) - Сила заклинаний
Кап - Cap - Максимально необходимое количество
Мили - Melee - Ближняя дистанция
Ренж - Range - Дальняя дистанция
Топ - Top - Лучший/самый хороший
БиС - Best in slot (BiS) - "Лучшее в дырке"
МХ - Main hand (MH) - Основная рука (правая)
ОХ - Offhand (OH) - Вспомогательная рука (левая)
КД - Cooldown (CD) - Откат (время восстановления/обнуления)
ГКД - Global Cooldown (GCD) - Общий откат (например всех умений)
ИКД - Internal Cooldown (ICD) - Скрытый откат (обычно распространяется на проки)
ДоТ - Damage over time (DoT) - Периодический урон
ДПС - Damage per second (DSP) - Урон в секунду
АЕ/АоЕ - Area of Effect (AoE/AE) - По площади (к примеру урон или хил)
МВ - Maelstrom Weapon (MW/MSW) - Оружие водоворота
ЛБ - Lightning Bolt (LB) - Молния
ЦМ/КЛ - Chain lightning (CL) - Цепная молния
ЛЛ - Lava Lash (LL) - Вскипание лавы
СС - Stormstrike (SS) - Удар бури
ФШ - Fire shock (FS) - Огненный шок
ЕС - Earth shock (ES) - Земной шок
ФрШ - Frost shock (FrS) - Ледяной шок
УЕ - Unleash Elements (UE) - Высвободить чары стихий
УФ - Unleash Flame (UF) - Высвободить чары огня
ГВ - Ghost wolfs (GW) - Дух дикого волка
ВФ - Windfury (WF) - Неистовство ветра
ЛвБ - Lava Burst (LvB) - Выброс лавы
КО/ФН - Fire Nova (FN) - Кольцо огня
СТ - Searing Totem (ST) - Опаляющий тотем
МгТ - Magma Totem (MgT/MT) - Тотем магмы
Тремор - Tremor Totem (TT) - Тотем трепета
Хекс - Hex - Сглаз
Пурж - Purge - Развеивание магии
БЛ - Bloodlust (BL) - Жажда крови
Гер - Heroism - Героизм
Дерево талантов
В данном разделе вы узнаете об основных и дополнительных талантах энхов. Начнем мы с общей картины выбора талантов:
На изображении выше основные таланты подсвечены
зеленым цветом, дополнительные
красным. И если с основными талантами все понятно, то давайте рассмотрим вариации с использованием дополнительных талантов:
Основной билд предназначен для максимального бурста дпса, и является самым распространенным.
Главным минусом основного билда после патча, в котором увеличили кулдаун на использование
Пронизывающего ветра, является невозможность сбивания кастов, как это было раньше. Поэтому, если Вашей главной задачей является именно постоянный интеррапт босса/адда, то Вам необходимо перекинуть 2 очка талантов в
Отзвук либо из
Зова пламени (для максимального сингл-таргет дпс), либо из
Точности стихий (для максимального АоЕ дпс).
Еще одно замечание по основному билду:
Как вы видите, в первом тире элем-ветки таланты вложены 3/3 в
Догадливость и 2/3 в
Контузию. Однако после достижения показателя крита в 25% анбафф, лучше переложить 1 очко из Догадливости в Контузию, что будет давать пользы все больше и больше с каждым увеличением крита свыше 25%.
Символы
Особых проблем с выбором символов у энха нет. У него есть стандартный набор основных символов, и подстраиваемые большие символы под различные ситуации или личный стиль игры.
Основные символы:Символ вскипания лавыСимвол удара буриСимвол оружия неистовства ветраБольшие символы:Самым полезным символом является на
Щит молнийВторым полезным является
Символ призрачного волка для повышения мобильности.
Третий символ подбирайте под стиль игры или определенные ситуации. Для усиления АоЕ ставьте
Символ кольца огня или
Символ цепной молнии. Для повышения выживаемости ставьте
Символ тотема каменного когтя. Также лидер рейда при необходимости может попросить Вас поставить
Символ тотема исцеляющего потока.
Для АоЕ-боев, где вообще не потребуется бегать, можно взять символы кольца огня и цепной молнии, пожертвовав символом призрачного волка, однако такие ситуации очень редки.
Малые символы:Самым полезным для рейдинга является
Символ обновленной жизни, остальные можете выбирать, исходя из личных предпочтений.
Классовые способности и стиль игры
Баффы:Перед началом боя на вас всегда должны висеть 3 баффа:
-
Оружие неистовства ветра на МХ
-
Оружие языка пламени на ОХ
-
Щит молнийТакже вы будете давать бафф
Высвобожденная ярость всему рейду/группе.
Оптимальный выбор тотемов для энха:
----------
----------
----------
Однако лучше изначально договориться с РЛом и другими шаманами какие тотемы лучше ставить. К примеру от тотема силы земли будет мало толку при наличии в рейде такого же баффа (например горн ДК), поэтому его можно заменить на
Тотем каменного когтя при наличии
глифа, или
Тотем оков земли для кайтинга. В некоторых ситуациях может возникнуть необходимость в
Тотеме прилива маны . Иными словами все зависит от сетапа и нужд рейда/группы, главное, что теперь вы знаете основные тотемы и их функции.
Выбор оружия:Выбор оружия производится, исходя из следующих условий:
- Энхам доступна способность
Бой с оружием в каждой руке и многие умения доступны только при наличии оружия в ОХ. Поэтому у вас всегда должно быть оружие в двух руках!
- Все умения энхов, наносящие физический урон, наносят урон в процентном отношении от оружия. Исходя из этого, лучше всего выбирать более медленное оружие, у которого верхний потолок урона выше.
Лучший выбор оружия для энхов: кистевое оружие, одноручные топоры и одноручное дробящее.
Если у Вас есть 2 оружия, и Вы не можете определиться в какую руку какое лучше взять, то пользуйтесь следующим правилом:
Более сильное оружие (с более высоким потолком урона) берите в МХ, а более слабое в ОХ. В расчет берется тултип нашей основной способности
Вскипания лавы и прок вф, более подробно о котором можно посмотреть в спойлере ниже:
Виндфури и скорость оружия
Скорость оружия играет важную роль в увеличении дпс от проков виндфури (предполагается, что вы используете WF/WF на два оружия). Максимальный дпс достигается, если виндфури прокает каждые 3 секунды, в момент когда кончается внутренний кулдаун. Чтобы достичь этого, и мейнхенд (МХ) и оффхенд (ОХ) должны быть очень медленными (не требуется, чтобы скорость была одинаковая, но чем медленнее, тем лучше). Идея в том, чтобы уменьшить количество ударов, наносимых за время пока виндфури находится в кулдауне, и сработать не может. Поскольку кулдаун равен трем секундам, скорость оружия предпочтительно иметь близкой к этой границе, то есть при нынешней итемизации – 2.6 – 2.8. Понятно, что если использовать более быстрый МХ, то после прока виндфури он ударит еще раз во время «окна», и когда кулдаун пройдет, оружие еще какое-то время будет находиться «на замахе», теряя на этом время.
Вдобавок к этому, из-за мгновенной природы прока виндфури он получает гораздо больше преимуществ от медленного оружия и высоких значений отдельных ударов. Поскольку нет никаких способов уменьшить кулдаун на прок виндфури, или заставить его прокать чаще, используя более быстрое оружие, то единственный способ увеличить дпс виндфури – использовать более медленное оружие с высоким порогом дамага.
Некоторые шаманы, использующие комбинацию WF/WF, верно берут медленный МХ, но в то же время дерутся быстрым ОХ (например, кинжалом), зачастую потому что найти быстрый ОХ гораздо проще, чем медленный. Такая комбинация, однако, означает, что ваш ОХ скорее всего при выходе из кулдауна виндфури будет бить первым, не давая тем самым прокнуть «большому» виндфури с МХ. Чтобы увеличить шанс прока с МХ, требуется использовать как можно более медленный ОХ.
График иллюстрирует этот принцип. Вы видите, что когда скорость МХ и ОХ приближается к 2.6, число «потерянных» проков виндфури становится меньше, в районе 45%. Комбинация же быстрого ОХ и медленного МХ дает бОльшую потерю, около 55%.

Это правило не распространяется, если у вас есть бонус сета 2Т12. В данном случае более сильное оружие даст больше прироста дпса, находясь в ОХ, нежели в МХ.
Проки:Энханс шаманы обладают большим количеством проковых умений. Среди них есть такие как
Шквал,
Стихийное опустошение и
Оружие неистовства ветра, которые контролировать у нас не получится, но есть и та, которая подвластна нашему контролю, а посему заслуживает отдельного внимания.
Оружие водоворота с каждым стаком снижает время произнесения заклинаний, вплоть до инстант каста. Может использоваться кастом
Молнии при сингл-таргете, кастом
Цепной молнии при АоЕ, а также при необходимости кастом
Великой волны исцеления для селф-отхила или отхилу других участников рейда/группы,
Целительного ливня для АоЕ отхила и
Сглаза для быстрого контроля.
Как вы заметили, очень универсальный и полезный в хозяйстве прок.
Приоритет абилок:Для одиночной цели:1.

(если не установлен)
2.

3.

4.

при 5 стаках

5.

при активном баффе

6.

(дает бафф

)
7.

8.

9.

при наличии "х" тиков до исчезновения.
Используйте
Духов дикого волка по кд для увеличения урона или под БЛ/Геру. Старайтесь, чтобы духи были призваны до того, как БЛ/Гера будут активированы, иначе волки не получат бафф. Желательно призывать волков под проки тринек/фласок для бурста дпса.
Если пулл проходит не сразу под боссом, то пока вы бежите до босса, вы можете скастовать

, затем кинуть на босса

и лишь потом поставить тотемы.
Чтобы облегчить себе жизнь, можно воспользоваться аддоном
ShockAndAwe. В нем вы можете выставить приоритеты абилок, мониторить баффы, стаки, проки и кулдауны. Очень полезный аддон для энханс шаманов.
Для нескольких целей используются следующие умения:

Раскидывайте

на мобов, на которых его еще нет (первый ФШ лучше кинуть с баффом высвобождения чар огня), раскидывайте на соседних мобов при помощи

после чего используйте

по кд (бафф высвобождения чар огня теперь используйте только на кольцо), продолжая обычную ротацию за тем исключением, что заместо

вы будете кастовать

при наличии 5 стаков оружия водоворота. Не бойтесь ставить тотем магмы, от опаляющего все ровно не будет толку, т.к. он будет постоянно переключаться на новые цели и нормального настакивания баффа все ровно не получится. Замечу, что в патче 4.3 Кольцо огня уже не обновляет Огненный шок на целях, поэтому стоит учитывать тот факт, что после того, как вы кинете очередной Огненный шок на цель, на соседних мобах время действия дебаффа может оказаться меньше обновленного, поэтому старайтесь мониторить этот момент, т.к. Вскипание лавы только раскидывает дебафф, а не обновляет его.
Остальные полезные умения:1.

(Альянс) и

(Орда) являются одними из самых важных для рейда кулдаунами.
2.

является одним из самых полезных способностей в игре, которая не раз может спасти рейд от вайпа или же просто входить в обязательное условия энкаунтера.
3.

является лучшей сбивалкой кастов при использовании интеррапт-билда.
4.

также является одной из уникальных способностей шаманов, позволяющая снимать положительные эффекты с врагов.
5.

снимает проклятия (декурзит).
6.

и

дают неплохой крауд контроль.
7.

является потрясающей сейв абилкой, которая заметно упрощает жизнь хилерам и может спасти Вашу шкуру в экстренных ситуациях.
Характеристики
Приоритет статов:1. Ловкость
2. Меткость (до спелл капа)
3. Мастерство (до капа)
4. Искусность
5. Шанс критического удара
6. Меткость
7. Рейтинг скоростиНад чертой находятся самые важные характеристики, к увеличению/получению которых нужно стремиться в первую очередь.
Ловкость является самым приоритетным статом. Она дает 2 АП (сила атаки), 0.00307805% к шансу критического удара за каждую единицу, а также урон от заклинаний благодаря классовой способности энхов

. Ставить камни и подбирать сокет бонусы нужно именно под этот стат.
Меткость является также главным приоритетным статом. Первым делом необходимо набрать 17% меткости заклинаний (1742 (1639 для дренеев) рейтинга меткости) чтобы ваши заклинания никогда не промахивались мимо цели. Этот кап лучше всего достигать рефорджем и гемингом. Этот кап принято еще называть
спеллхит капом -
от англ. "spell hit cap".
Мастерство влияет на шанс противника уклониться и парировать ваш удар. Кап мастерства равен 26 (541 рейтинг (451 для орков и дворфов при использовании оружия по расовым бонусам)). Этот подсчет сделан для монстров выше Вас на 3 уровня (рейд боссы), имеющие по отношению к вам 6,5% вероятности уклона от атак. При атаке противника со спины, он не сможет парировать удары. Так мы не оставляем противнику шансов уклоняться или парировать наши удары. После достижения капа является бесполезным вложением, поэтому запомните, что лучше небольшой недокап в пользу какого-то другого стата, чем оверкап этого параметра. Этот кап принято еще называть
капом экспертизы -
от англ. "expertise cap".
Искусность является статом, в который стоит рефорджиться и набирать после достижения необходимых капов.
К остальным статам лучше относиться с иронией, просто помня, что крит лучше скорости. Однако сейчас этот вопрос широко обсуждается, как только появятся точные сведения по поводу сравнения этих двух характеристик между собой, информация в гайде будет обновлена.
Перековка (рефорджинг)Перековка энханс шамана необходима для получении капов
меткости заклинаний - 17%, и
мастерства - 26, а также увеличения показателя искусности.
1. Для получения капа меткости заклинаний пользуйтесь следующим приоритетом:1.1. Перековывайте рейтинг скорости в меткость.
1.2. Перековывайте рейтинг критического удара в меткость.
1.3. Перековывайте искусность в меткость.
Последний вариант наименее желаемый, однако если другого выхода нет, не раздумывая режьте искусность для получения спеллхит капа.
2. Для получения капа мастерства пользуйтесь следующим приоритетом:2.1. Если вы получили спеллхит кап без использования перековки (что очень не желательно), перековывайте рейтинг меткости в рейтинг мастерства.
2.2. Перековывайте рейтинг скорости в рейтинг мастерства.
2.3. Перековывайте рейтинг критического удара в рейтинг мастерства.
2.4. Перековывайте рейтинг искусности в рейтинг мастерства.
По последнему пункту все также, как и со спеллхит капом.
3. После выполнения первых двух пунктов перековка будет выглядеть следующим образом:3.1. Если у вас до сих пор осталась лишняя меткость (что очень и очень плохо) и набран кап мастерства, то перековывайте лишнюю меткость в искусность, если же на шмотке уже есть этот стат, то перековывайте в крит.
3.2. Если у вас до сих пор осталась лишнее мастерство (что очень и очень плохо), то перековывайте излишки в искусность, если же на шмотке уже есть этот стат, то перековывайте в крит.
3.3. Перековывайте скорость в искусность, если же на шмотке уже есть этот стат, то перековывайте в крит.
3.4. Перековывайте крит в искусность.
Для более удобного рефорджа можно воспользоваться ресурсом под названием
WowReforge. Пройдя по линку, напротив строчки
Chatacter name введите имя своего персонажа, а напротив строчки
Server - название сервера (когда начнете вводить, появится строка помощи, которая облегчает ввод). Когда Ваш персонаж загрузится вы увидите строчку "Microsoft Silverlight plugin is missing", не бойтесь - это не спам, смело загружайте плагин и устанавливайте его. После этого обновите страницу с вашим персонажем и обнаружите появившийся список капов и кнопочку
Optimize. Нажав эту кнопку, подождите порядка 20-40 секунд, пока программа сделает расчеты. После окончания под кнопкой Optimize появятся варианты перековки -
Solutions (первые варианты обычно являются самыми лучшими), а таблица с вашими статами поменяется с новыми расчетами и под пунктом
Score ^ вы увидите насколько будет полезен именно такой рефордж по ЕП (Equal Points), заданными в строчке Stat weights. Выше в двух окнах будет показаны два столбика: левый (Original) это ваш рефордж на данный момент, а правый (Local) - предлагаемый. Зеленый цвет дает понять, что перековка данного предмета сделана правильно, а красный подсказывает что надо поменять. Ну и как маленький бонус показывается общая стоимость перековки.
Улучшения
Вставка камней (сокетинг):Если сокет бонус дает +10 ко всем статам, кроме ловкости, то не обращаем на него внимания и смело ставим
Хрупкий инфернальный рубин. Количество именно этих камней должно быть доминирующим в вашем эквипе.
Блистающее око демона ставьте для получения спеллхит капа, и старайтесь, чтобы сокет бонус давал не менее 20 ловкости.
Наложение чар (энчантинг)Выбор профессии:Ниже приведены только те профессии, которые дают наибольший прирост статов, профессии добычи ресурсов каждый выбирает себе сам для определенных целей, поэтому они рассматриваться в данном гайде не будут.
Портняжное дело - Дает чант на плащ для прока 1000 АП. В среднем это дает дополнительные 250 АП.
Ювелирное дело - Дает +81 агилы за счет использования уникальных камней
Начертание - Дает +80 агилы за счет чанта на наплечники
Инженерное дело - дает чант на перчатки +480 агилы раз в минуту при использовании.
Кузнечное дело - Дает +80 агилы за счет возможности вставки 2 дополнительных камней в наручи и перчатки и
+100 агилы при вставке эпик камней, появившихся в патче 4.3.
Кожевничество - Дает +80 агилы за счет чанта на наручи
Наложение чар - Дает +80 агилы за счет чанта колец
Алхимия - Дает +80 агилы при использовании настоя
Употребляй правильно!
Еда:Волшебное угощение из морепродуктов - Могут делать щедрые кулинары
Печение с предсказанием - для слива ненужных карт удачи
Угорь на вертеле - стандартный вариант как соло бафф
Настои:Настой ветровСхожий эффект также дает настой из котлов, однако время действия (если вы не алхимик) у котловских фласок больше за счет гилд баффа.
ЗельяЗелье Тол'вираИспользуйте один пот до начала пулла, в этом случае кд на использование во время боя не повесится. В бою используйте на бурст фазах для увеличения дпса.
Рекомендации
Полезные макросы:#showtooltip
/cast [nopet] Feral Spirit; [pet] Spirit Walkпосле призыва волков этой же кнопкой баффаем spirit walk
#showtooltip
/cast [modifier] Wind Shear
/castsequence [nomodifier] reset=8/target Flame Shock,
Earth Shock, Earth Shockговорят неплох, сам не проверял
#showtooltip Flame Shock
/cast [@mouseover,harm,nodead] Flame Shockспам FS по маусоверу
#showtooltip
/use [nomod] Windfury Weapon; [mod:alt] Rockbiter Weapon; [mod:ctrl] Flametongue Weapon; [mod:shift] Frostbrand Weapon+
/stopcasting
#showtooltip
/cast [button:1] Windfury Weapon
/use 16
/cast [button:2] Flametongue Weapon
/use 17Первый - все баффы пушек в одном слоте, 2й работает следующим образом: левый клик по макросу - кидается ВФ на МХ, правый - ФТ на ОХ. Просьба протестить, возможно нужно вбить русские названия умений, если так оно и будет, то пофиксю.
#showtooltip ReincarnationХитры макрос, с помощью которого можно наблюдать кд Возрождения (удобнее, если установлен аддон OmniCC)
Полезные аддоны:Описывать стандартные аддоны, которые нужно иметь для рейдинга я не буду, об этом Вас проинформирует РЛ. Также не будут упомянуты аддоны, связанные с визуализацией или настройки интерфейса. Ниже приведен список аддонов, полезных именно для энха:
ShockAndAwe - Наверное, лучший аддон для энхов со всеми необходимыми возможностями. В гайде он уже упоминался.
Totem Timers - аддон для более гибкой работы с тотемами.
OmniCC - аддон позволяет легко отслеживать кд умений.
Power Auras - Не самый простой в понимании аддон. Однако разобравшись в этом аддоне, вы сделаете свою игру энхом более удобной.
Полезные ссылки:На данном портале вы можете найти тему
"Скорая помощь", в которой участники форума постараются ответить на ваши вопросы, которые данный гайд не описывает, а также подскажут и дадут советы касаемо Вашего конкретного персонажа.
Тема
"Пререйдовая экипировка" может помочь Вам подготовиться к рейду.
Если хотите более детально углубиться в энховодство, то специально для Вас есть
гайд по энхсиму.
Также Вы можете почитать
блог одного из лучших русских энхов.
Если хорошо владеете английским языком, то можете найти для себя много нового на портале
Elitistjerks.
Вы герой-одиночка? У нас и для Вас найдется интересная и полезная информация! Добро пожаловать в тему
"В одиночку против боссов".Похвастаться внешним видом своего энха и посмотреть на других Вы всегда можете в теме
"Трансмогрификация".
Заключение
Гайд составил ненавистный модератор данного раздела
far100ker специально для портала
NOOB-CLUB в 2012 году. В гайде использовалась информация, взятая с порталов
Icy-veins и
Elitistjerks, а также предыдущего
гайда, составленного уважаемым товарищем
msnja. (c) 2011-2012