Нет предела совершенству.
(Автор неизвестен)
(Автор неизвестен)
Знаете, это даже не статья. Это, скорее, просто маленький помощник и памятка о том, что требуется знать начинающему РЛу и как провести свой первый рейд. Ведь наверняка вы слышали или видели где-то хотя бы раз объявление: "Требуется РЛ".
Спойлер: Длинное ненужное отступление о страхе публичных выступлений
Вообще, если честно, я в этом плане очень боязлива. И всегда такой была. Выступать перед публикой? Да что вы, у меня сразу пальцы холодеют и дрожь пробирает до костей. Чтобы еще при этом из себя какие-то слова выдавливать.... Ух!
Перебороть это я пыталась, например, участвовала в косплее, там надо сценки отыгрывать на сцене было. После выступления я вцепилась в какую-то металлическую лестницу за кулисами и пыталась унять дрожь. И до сих пор у меня такое отношение к выступлениям (наверное, по моей аватарке заметно ::) ).
И РЛить первый раз боялась ужасно. Потому что я почти ничего не знала о других классах. А ведь если я беру на себя ответственность РЛить, значит, я должна знать много-много и не только о своем классе. Мне было страшно подвести целый коллектив своим неумением.
А потом поняла одну важную вещь. Рейд и сам помогает РЛить (потому что он сам ждет этого от РЛа), важно лишь не забывать спрашивать у них совета и считаться с их мнением.
На фоне моей статьи о том, что в рейде должен быть авторитарный стиль правления, кто-то может спросить, как же это совмещается: считаться с мнением рейда и быть авторитарным РЛом.
А вот так. Авторитарный не равно упрямо стоящий на своем (читай: упертый, как баран). Авторитарный равно справедливый (по отношению к коллективу в целом, хотя и совсем не обязательно к каждому в частности).
Перебороть это я пыталась, например, участвовала в косплее, там надо сценки отыгрывать на сцене было. После выступления я вцепилась в какую-то металлическую лестницу за кулисами и пыталась унять дрожь. И до сих пор у меня такое отношение к выступлениям (наверное, по моей аватарке заметно ::) ).
И РЛить первый раз боялась ужасно. Потому что я почти ничего не знала о других классах. А ведь если я беру на себя ответственность РЛить, значит, я должна знать много-много и не только о своем классе. Мне было страшно подвести целый коллектив своим неумением.
А потом поняла одну важную вещь. Рейд и сам помогает РЛить (потому что он сам ждет этого от РЛа), важно лишь не забывать спрашивать у них совета и считаться с их мнением.
На фоне моей статьи о том, что в рейде должен быть авторитарный стиль правления, кто-то может спросить, как же это совмещается: считаться с мнением рейда и быть авторитарным РЛом.
А вот так. Авторитарный не равно упрямо стоящий на своем (читай: упертый, как баран). Авторитарный равно справедливый (по отношению к коллективу в целом, хотя и совсем не обязательно к каждому в частности).
Я не считаю, что любой и каждый игрок может стать РЛом сию секунду.
Но я считаю, что любой и каждый может этому научиться.
Одним кажется, что знать РЛ должен много. Другим - что и малого достаточно. А третьи полагают, что они и так уже достаточно знают, чтобы стать лучшим РЛом мира. И в этих мнениях каждый прав по-своему. Всегда можно научиться чему-то новому. Но, безусловно, есть некий базис, достигнув которого, можно считать, что этого достаточно. И я постараюсь весь его рассказать.
Да, знать кое-что надо. Только речь не о самих классах и их ротациях, а об их возможностях и нуждах.
Возможности выведены в отдельную статью блога, потому что выяснилось, что у блога имеется ограничение на количество символов.
Спойлер: Cбивание кастов
Сбивание кастов
Таблица тут >>
Сбить каст могут не только те способности, на которых это написано явным образом, ибо каст также сбивают все способности, которые заставляют цель переместиться или повергают цель в то состояние, в котором кастовать невозможно: Страх, Оглушение и т.п.
Чем хороши петы на кастах - при включении автосбивания они по кд будут сбивать всё, что замечают, зачастую этим облегчая задачу.
Таблица тут >>
Сбить каст могут не только те способности, на которых это написано явным образом, ибо каст также сбивают все способности, которые заставляют цель переместиться или повергают цель в то состояние, в котором кастовать невозможно: Страх, Оглушение и т.п.
Чем хороши петы на кастах - при включении автосбивания они по кд будут сбивать всё, что замечают, зачастую этим облегчая задачу.
Спойлер: Контроль движения
Контроль движения
Таблица тут >>
Под контролями движения я подразумеваю все возможности отбросить или замедлить противника. Единственное, о чем я не буду здесь писать, это станы и привязывалки к месту, потому что обычно их эффект не всегда работает там, где было бы так удобно и нужно его применить.
Таблица тут >>
Под контролями движения я подразумеваю все возможности отбросить или замедлить противника. Единственное, о чем я не буду здесь писать, это станы и привязывалки к месту, потому что обычно их эффект не всегда работает там, где было бы так удобно и нужно его применить.
Спойлер: Контроль состояния
Контроль состояния
Таблица тут >>
Под контролем состояния я понимаю то, что обычно в инстах называют просто контролем.
Эти навыки позволяют вывести врага из боя так, чтобы тот в бою не участвовал вообще на срок 45 секунд и более.
В текущий момент любой тип контроля, кроме Ошеломления разбойников, является агро-скиллом и монстры агрятся на законтролившего. Начиная с патча 4.2, обещают сделать так, чтобы монстр не агрился на сам контроль как таковой.
Также существует некоторый... недоконтроль, если так можно выразиться.
Под недоконтролем я имею в виду абилки, которые в том или ином роде являются не совсем полноценным контролем.
Таблица тут >>
Под контролем состояния я понимаю то, что обычно в инстах называют просто контролем.
Эти навыки позволяют вывести врага из боя так, чтобы тот в бою не участвовал вообще на срок 45 секунд и более.
В текущий момент любой тип контроля, кроме Ошеломления разбойников, является агро-скиллом и монстры агрятся на законтролившего. Начиная с патча 4.2, обещают сделать так, чтобы монстр не агрился на сам контроль как таковой.
Также существует некоторый... недоконтроль, если так можно выразиться.
Под недоконтролем я имею в виду абилки, которые в том или ином роде являются не совсем полноценным контролем.
Спойлер: Ускорялки
Ускорялки перемещения
Таблица тут >>
Ускорялки перемещения обычно важны для тех случаев, когда нужно кого-то или что-то откайтить в бою.
Это может быть луч на Атрамеде, Химерон на второй фазе и много других классных штук.
В данном списке не будет чарджей воинов и телепортов чернокнижников и прыжков тех и других, хотя это и в каком-то роде тоже ускорялка. Если в комментариях будут заказы на эти скиллы - добавлю.
Таблица тут >>
Ускорялки перемещения обычно важны для тех случаев, когда нужно кого-то или что-то откайтить в бою.
Это может быть луч на Атрамеде, Химерон на второй фазе и много других классных штук.
В данном списке не будет чарджей воинов и телепортов чернокнижников и прыжков тех и других, хотя это и в каком-то роде тоже ускорялка. Если в комментариях будут заказы на эти скиллы - добавлю.
Спойлер: Таунты
Таунты
Таблица тут >>
Таунт - это способность, которая заставляет монстра атаковать игрока в течение 3-5 сек, а также копирует всё агро предыдущей цели монстра. Однако сам по себе таунт агро не дает и если в начале боя танк моба стаунтил, то это совсем не значит, что он набрал на нем хоть сколько-то агро.
Таунты есть у всех классов, у которых есть танковая раскладка талантов, а также у шаманов и петов охотников.
Таблица тут >>
Таунт - это способность, которая заставляет монстра атаковать игрока в течение 3-5 сек, а также копирует всё агро предыдущей цели монстра. Однако сам по себе таунт агро не дает и если в начале боя танк моба стаунтил, то это совсем не значит, что он набрал на нем хоть сколько-то агро.
Таунты есть у всех классов, у которых есть танковая раскладка талантов, а также у шаманов и петов охотников.
Спойлер: Агро
Агро
Таблица тут >>
Многие наносящие урон классы имеют в своем арсенале способности, которые могут снижать их агро, сбрасывать его (на время или насовсем) или перенаправлять (напуливать) на другого игрока.
Таблица тут >>
Многие наносящие урон классы имеют в своем арсенале способности, которые могут снижать их агро, сбрасывать его (на время или насовсем) или перенаправлять (напуливать) на другого игрока.
Спойлер: Рассеивания
Рассеивания
Таблица тут >>
Под рассеиваниями я подразумеваю возможность в бою рассеять дебафф с себя/союзника или бафф с врага.
Таблица тут >>
Под рассеиваниями я подразумеваю возможность в бою рассеять дебафф с себя/союзника или бафф с врага.
Спойлер: Снятие берсерка
Снятие берсерка
Таблица тут >>
Если моб впадает в исступление, то его лучше всего снять, чтобы не напрягать хилом и не сливать сейв-кд танкам. Например, в ЦЛК снимать берсерк с аддов на Личе было очень и очень важно. На всякий случай (да и для бОльшей наглядности) я решила отделить это от остальных рассеиваний.
Таблица тут >>
Если моб впадает в исступление, то его лучше всего снять, чтобы не напрягать хилом и не сливать сейв-кд танкам. Например, в ЦЛК снимать берсерк с аддов на Личе было очень и очень важно. На всякий случай (да и для бОльшей наглядности) я решила отделить это от остальных рассеиваний.
Спойлер: Мощность классов по ситуации
В общем-то это не самое важное знание для РЛа и без него можно обойтись, но лучше бы знать. Всё описать крайне сложно, поэтому я приведу лишь несколько примеров для ясности.
Придумать всякого подобного можно много, оставляю это вам на самостоятельное изучение. :)
- Если в процессе боя постоянно 2 цели, то дотеры (варлоки, совы, шп) своим мультидотом потенциально могут нанести больше урона, чем остальные классы.
- Если в процессе боя босс часто выходит из мили, но остается в зоне досягаемости рдд, то они (рдд), ясное дело, смогут нанести больше урона.
- Если надо кайтить монстров, которых бьют, немного проще это делать танкам паладинам и дк, т.к. друидам и воинам более важно находиться в мили для набора агро.
- Если надо много лечить рейд на бегу, то лучше для этой цели подойдет хил-друид, а если надо вливать хил в одну цель и не двигаться - то холи-паладин.
- На Атрамеде кайтить лучше всего магу либо коту (особенно если они кожевники и воргены), а не варлоку, хотя у него и есть возможности для этого.
Придумать всякого подобного можно много, оставляю это вам на самостоятельное изучение. :)
Если у вас в руках хороший рейд, но нет информации, можно у рейда прямо спрашивать, что они могут (поначалу, а потом вы уже и сами запомните).
Зачем это нужно? А чтобы (к сожалению) тыкать каждого носом в ту абилку в его списке абилок, о которой он понятия не имеет. Чтобы знать, что если кто-то вопит, что ему нечем делать то, что вы заставляете его делать, то он либо врет, либо отлынивает, либо "реально не догоняет".
Когда босс уже известен, рейду с ним справиться легко и просто, самое сложное в таком деле - это начать. Что же требуется от РЛа на этапах освоения нового босса?
Спойлер: Знать тактику и рассказать ее рейду
Подробно про это я описывала в предыдущей статье блога.
Спойлер: Комментировать ход боя
Дело в том, что на первых порах люди постоянно забывают то одно, то другое. То не сбегутся, то не разбегутся, то каст не собьют. Всё это надо комментировать. И порой - комментировать заранее, например, мол, сейчас будет аое, всем собраться. В общем, работать ДБМом. Мемберы рейда должны доводить свои действия до рефлексов, чтобы можно было им этого не говорить. Тут есть только одна опасность: их рефлексы должны реагировать на событие, а не на ваш голос. ;) Для этого лучше всего несколько попыток комментировать, а в дальнейшем с подобными просьбами отсылать следить в ДБМ самостоятельно. Фактически РЛ должен заставлять учиться.
Вы можете комментировать сами или доверить это кому-либо. Но помните: хилам, особенно на этапе освоения, тяжелее всего, не кладите на них еще и эту ответственность. Лучше остальных эту роль доверить танкам (потому что у них проблем меньше). Во вторую очередь дд. Впрочем, конечно, это зависит от босса, скажем, на Нефариане(н) я бы повесила объявления все-таки на дд, а вот на Атрамеде(н) - танк и так в слако-режиме, пусть хотя бы пообъявляет. Ну и естественно, если встанет выбор, доверить ли объявление адекватному хилу или неадектваным танкам/дд, придется доверить адекватному, пусть и хил.
На заметку: Иногда рейдеры пытаются улизнуть от обязанности объявлять, ссылаясь на то, что им для общения надо нажимать какую-нибудь кнопку, что делает их небоеспособными в момент разговора. Посоветуйте таким людямидти вдалеко поставить себе активацию микрофона голосом.
Вы можете комментировать сами или доверить это кому-либо. Но помните: хилам, особенно на этапе освоения, тяжелее всего, не кладите на них еще и эту ответственность. Лучше остальных эту роль доверить танкам (потому что у них проблем меньше). Во вторую очередь дд. Впрочем, конечно, это зависит от босса, скажем, на Нефариане(н) я бы повесила объявления все-таки на дд, а вот на Атрамеде(н) - танк и так в слако-режиме, пусть хотя бы пообъявляет. Ну и естественно, если встанет выбор, доверить ли объявление адекватному хилу или неадектваным танкам/дд, придется доверить адекватному, пусть и хил.
На заметку: Иногда рейдеры пытаются улизнуть от обязанности объявлять, ссылаясь на то, что им для общения надо нажимать какую-нибудь кнопку, что делает их небоеспособными в момент разговора. Посоветуйте таким людям
Спойлер: Следить за всем и вся
РЛ должен успевать следить за всем, что происходит в бою. Кто куда неправильно пошел. Кто где когда не сбил каст. Кто отстоял в войде (даже если не умер). Кто умер. Кто не откайтил. Кто не отошел от босса вовремя. Кто что скастовал невовремя и т.п. Для этого можно пользоваться какими-либо аддонами (об аддонах ниже), логами (и о логах ниже) или следить глазами, а лучше совмещать.
В общем, не бойтесь начать, просто начните и всё. Иногда, может, придется ругнуться в РК на топоризм, этого тоже не надо бояться. РЛьство не терпит "баб", и даже любая девушка-РЛ должна быть "мужиком", который и в горящую избу, и коня на скаку. :)
Опыт придет сам, как и знания, главное - начать.
Помните только одно. Любая работа, которую вы выполняете, меняет вас. Если вы никогда не занимались руководством и решите РЛить, то либо вы постепенно изменитесь так, как того требует должность РЛа, либо у вас ничего хорошего не получится. Так что выбирайте, хотите ли вы РЛить, исходя из того, кем вас это самое РЛьство сделает. И подумайте трижды.
На закуску: логи.
Спойлер: Как писать логи
Существует не один сайт, куда можно залить логи: World of Logs (WoL), WoW Webstats (WWS), WoW Meter Online (WMO). Возможно, есть какие-то еще, но мне они неизвестны.
Расскажу я только про то, чем сама пользуюсь: http://worldoflogs.com/
Расскажу я только про то, чем сама пользуюсь: http://worldoflogs.com/
- Для начала нужно создать аккаунт на сайте worldoflogs.
- Активируйте ваш новый аккаунт. Зайдите на указанный при регистрации e-mail. Письмо придет от no-reply[собака]worldoflogs.com, проверьте ваши черные и белые спам-списки.
- Далее следует создать "гильдию", в которую вы будете заливать логи. В правой части вверху страницы вы увидите список меню,а под ним - ссылку на создание гильдии или можете воспользоваться вот этой ссылкой.
- После создания гильдии в правом верхнем углу в списке меню слева от названия гильдии (которую я на скрине назвала Пробная гильдия) появится ссылка на скачивание WoL-клиента для заливания логов: Client. Ссылка ведет на файл launch.jnlp, его нужно скачать.
- Файл launch.jnlp для своей работы требует установленной java.
- При первом запуске программа попросит у вас логин с паролем для входа на сайт, а также путь до файла с логами. (После введения всех нужных данных нам их повторно вводить не потребуется.) Файл будет находиться в папке с игрой в строго определенном месте. У меня она находится на диске D: и полный путь к файлу логов звучит как D:\games\WoW\Logs\
- После введения мы видим 3 варианта: Open a file, Open the WoW Log, Start a Live Report Session. Вторым я никогда не пользовалась. Первое - заливает указанный вами файл на сайт WoL. Третье - заливает указанный вами файл с логами в процессе их записывания. Я поначалу по незнанию пользовалась только первым, но сейчас пользуюсь исключительно третьим.
- Чтобы получить файл с логами, нужно после входа в игру ввести /combatlog
Помните, что при выходе/вылете из игры логи автоматически перестают записываться. Для отключения записи логов без выхода из игры можно повторно ввести команду /combatlog
Аддоны для
Помните, что все указанные ниже аддоны являются личным имхо (и просто советом для тех, кому лень или у кого нет времени искать самому).
Все ссылки на аддоны даны на те ресурсы, где они обновляются максимально быстро.
Спойлер: oRA3
Скачать oRA3 (wowace)
Отличный аддон для РЛа (и не только). Содержит уйму полезных вещей. Вот лишь некоторые из них (которыми сама пользуюсь):
Отличный аддон для РЛа (и не только). Содержит уйму полезных вещей. Вот лишь некоторые из них (которыми сама пользуюсь):
- Приглашает в рейд автоматически по клюевому слову в приват. Например, вам пишут в приват "инв" и автоматически получают приглашение в рейд.
- Возможность пригласить весь текущий состав гильдии или по критериям (например, только офицеров).
- Возможность автоматически давать права помощника РЛа по заранее заданным никам или статусу в гильдии.
- Возможность автоматически присваивать статус МТ по нику.
- Возможность автоматически устанавливать способ распределения лута при присоединении к рейду (или, при желании, к пати), назначать ответственного за добычу.
- Отслеживание использованных рейдом кд. Теперь вы сможете прямо в процессе боя отслежить, использовал ли хил или танк сейв-абилку (на триньки не работает), использовал ли сбиватель кастов свою сбивалку и т.п.
- Если вы заставите весь рейд поставить себе oRA3, то сможете даже отслеживать степень починки предметов мемберов рейда (по крайней мере, это было возможно в WotLK'е, в Катакилзме как-то не пользовалась этой функцией.
Спойлер: Skada / Recount
Скачать Recount (curse)
Скачать Skada (curse)
Skada и Recount выполняют одну и ту же функцию, но имеют разные интерфейсы. Кроме того, ходят слухи, что Skada меньше грузит интернет остальных членов рейда, чем Recount, хотя и дает в силу этого мЕньшую точность вычислений. однако я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эти утверждения. Скажу только, что Recount более распространен.
Также Рекаунту ранее требовался доп. модуль RecountGuessedAbsorbs, который считал абсорб, но сейчас этот модуль входить в состав Рекаунта по умолчанию, чем и приравнивает (на мой взгляд) его к Скаде полностью. Выбирайте любой из двух на ваш вкус. Держать одновременно оба лично я смысла не вижу.
Данный аддон нужен РЛу, чтобы прямо по окончании боя выяснить, кто от чего умер, кто сколько кастов сбил, сколько дебаффов рассеял и прочую полезную информацию.
Скачать Skada (curse)
Skada и Recount выполняют одну и ту же функцию, но имеют разные интерфейсы. Кроме того, ходят слухи, что Skada меньше грузит интернет остальных членов рейда, чем Recount, хотя и дает в силу этого мЕньшую точность вычислений. однако я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эти утверждения. Скажу только, что Recount более распространен.
Также Рекаунту ранее требовался доп. модуль RecountGuessedAbsorbs, который считал абсорб, но сейчас этот модуль входить в состав Рекаунта по умолчанию, чем и приравнивает (на мой взгляд) его к Скаде полностью. Выбирайте любой из двух на ваш вкус. Держать одновременно оба лично я смысла не вижу.
Данный аддон нужен РЛу, чтобы прямо по окончании боя выяснить, кто от чего умер, кто сколько кастов сбил, сколько дебаффов рассеял и прочую полезную информацию.
Спойлер: BigBrother
Скачать BigBrother (wowace)
Большой брат следит за тобой!
Аддон поможет отследить все перенаправления угрозы, контроль и явно покажет, какой из вагонов выбил монстра из контроля и даже какой абилкой он это сделал. Проблема у аддона только с шаманским Сглазом, почему-то не показывает снявшего контроль.
Также к аддону есть надстройка, позволяющая на редичеке указывать отсутствующие баффы: BigBrother_Ready.
Большой брат следит за тобой!
Аддон поможет отследить все перенаправления угрозы, контроль и явно покажет, какой из вагонов выбил монстра из контроля и даже какой абилкой он это сделал. Проблема у аддона только с шаманским Сглазом, почему-то не показывает снявшего контроль.
Также к аддону есть надстройка, позволяющая на редичеке указывать отсутствующие баффы: BigBrother_Ready.
Спойлер: Grid + GridStatusRaidDebuff + GridStatusRD_Cata
Скачать Grid (curse)
Скачать GridStatusRaidDebuff (curse)
Скачать GridStatusRD_Cata (curse)
Нет, это не совсем РЛ-аддон, конечно же. И, безусловно, его есть чем заменить. Подойдет любой рейд-фрейм, ведь на вкус и цвет, как известно, все фломастеры разные. И все же лично я РЛам советую именно Grid. Но делаю это не просто из любви к приглянувшемуся аддону или чему-то подобному, а потому, что он очень удобен. При установке указанных надстроек и еще нескольких дополнительных по желанию можно видеть всё, что происходит с рейдом прямо в процессе боя и при этом не видеть лишней информации. Кто из хилов высох по мане раньше времени. Кто не взял "ветерок" на Совете. Кто набрал 100 звука. Кто попал в ледяную могилу на Малориаке. Всё это будет видно отчетливо и очень хорошо.
Скачать GridStatusRaidDebuff (curse)
Скачать GridStatusRD_Cata (curse)
Нет, это не совсем РЛ-аддон, конечно же. И, безусловно, его есть чем заменить. Подойдет любой рейд-фрейм, ведь на вкус и цвет, как известно, все фломастеры разные. И все же лично я РЛам советую именно Grid. Но делаю это не просто из любви к приглянувшемуся аддону или чему-то подобному, а потому, что он очень удобен. При установке указанных надстроек и еще нескольких дополнительных по желанию можно видеть всё, что происходит с рейдом прямо в процессе боя и при этом не видеть лишней информации. Кто из хилов высох по мане раньше времени. Кто не взял "ветерок" на Совете. Кто набрал 100 звука. Кто попал в ледяную могилу на Малориаке. Всё это будет видно отчетливо и очень хорошо.
PS: В таблицах я постаралсь учесть всё, но допускаю, что кое-что я упустила. Если вы видите, что что-то можно дополнить или исправить, пишите в комментарии, я доработаю статьи для памятки.
- 19485
- 65