Совсем недавно мы наконец узнали, как примерно будет выглядеть WoW ещё на ближайшие 2 года. Как и ожидалось, нам рассказали про новые локации, новые уровни, новые инсты, новые таланты и ещё пару новых фич. И вроде бы всё хорошо: над Draenor'ом светит луна и мерцают звёзды, суровые орки точат стальные топоры, дренейки натягивают тонкую броню на фиолетовые сиськи, фанаты радуются, хейтеры ненавидят, а новое дополнение не даёт серьёзных поводов для разочарований. Но и поводов для восторга почему-то тоже не даёт. Вроде бы всё есть, всё нормально, но... не впечатляет.
Почему так? Ведь ещё лет 5 назад те же самые новости наверняка заставили бы с удовольствием разглядывать скриншоты нового континента, разбираться в новых талантах своего класса, прикидывать открывающиеся возможности, читать интервью разработчиков и собирать по косучкам доступную информацию, предвкушая дату релиза, первые дни на новых уровнях и гонку прогресса. Что же поменялось так сильно с тех пор? Пожалуй, дело не только в игре. Поменялись мы.
Почти десяток лет прошёл с момента релиза игры, и даже "дети катаклизма" уже не воспринимаются новичками. За такой промежуток времени эволюция происходит не только в игровом мире, но и в нас самих. Меняются наши желания, наши интересы, наши предпочтения и наши ожидания. И теперь мы уже не те ребята, что начинали играть в Classic WoW. О другой стороне эволюции порассуждаем на этот раз.
Stage 1: Noob
Spoiler
Новичкам в онлайн играх не принято помогать. Не знаешь, как попасть в Даларан? Омг, удали игру и пойди убейся, тупое ничтожество! Мы, конечно, все понимаем, что ответивший в таком стиле тоже в своё время не мог найти вход в Неспиру и творил всякую фантастическую фигню, цепляя жопой все паки за углами и пытаясь дамажить в шмотках на парирование. Но сейчас, глядя на его легендарку и 16К ачивок, об этом обычно не вспоминают.
В принципе, такой подход к нубам - вполне нормальный. Дай голодному рыбу - накормишь его на один день, дай голодному удочку - накормишь его на всю жизнь. Отправляя нуба гуглить wowhead и читать гайды, мы предлагаем ему ту самую удочку, которой он будет пользоваться в дальнейшем. А если пользоваться этим ему лень, то и пусть сдохнет от голода. Главное только делать это без пристрастия - послать в гугл тоже можно вежливо. А те, кто очень старается показать своё превосходство, скорее всего получили его относительно недавно.
Нуб - это не низкий левел и не слабые статы. Нуб - это отсутствие минимально необходимого опыта. И даже если вновь пришедшему выдать 90й уровень и готовый комплект эпиков, играть всем этим всё равно будет нуб. Мы ещё набегаемся с этими милыми ребятами в героиках Warlords of Draenor. Стартовая зона на несколько часов с постепенным появлением абилок - это конечно клёво, но недостаточно, чтобы с нуля научиться играть.
Когда-то нубами были мы все, независимо от того, в каком дополнении начинали. И хотя, как всегда, я начал описание с негативных сторон, у этого этапа развития есть и свои плюсы. Перед нубом открывается огромный, неизведанный мир, полный открытий и новых впечатлений. Каждая новая локация вызывает свои эмоции, каждый полученный предмет доставляет радость, а каждый убитый босс - это маленькая победа. И тот период, в который всё это происходило, конечно же "самый лучший в истории игры".
Stage 2: Raider
Spoiler
Каким бы огромным ни был игровой мир, он всё равно не бесконечный. Точнее, не настолько большой, чтобы всегда таким казаться. Исследуя мир и накапливая опыт, нуб рано или поздно упирается в хай-энд контент, становясь к тому времени, в общем то, не таким уж и нубом. И когда взбираешься на вершину того, что можно "покорить" самостоятельно или в компании друзей, двигаться вверх остаётся только в одном направлении - найти хорошую гильдию и осваивать рейды.
После того, как попадаешь в основной состав настоящего, хорошо организованного рейда, перестаёшь понимать тех людей, которые в рейды не ходят: зачем вообще они играют? Всё, что человек делает и чего добивается впервые, кажется каким-то особенным, а если оно при этом ещё и хорошо получилось, и ты наконец добрался до самого интересного, то вообще жизнь прекрасна. Боссов, которых ты убиваешь, не видела бОльшая часть сервера. Эпики, которые тебе достаются, требуют совместных усилий 40, ну или пусть даже 25 человек, и не абы каких, а хорошо понимающих, что, как и в какой момент они делают.
Когда я начинал играть в WoW и рейдить актуальные в то время MC и BWL, мне было около 18. Наверное, это и есть примерный среднестатистический возраст тех, кто приходит играть. Это период, когда нравится быть первым везде где только можно, а добиться успеха хочется практически во всём. И это очень хорошо соотносится с приоритетами активного рейдера.
Тебе не хочется останавливаться. Тебе хочется обгонять и передамаживать, оптимизировать своего персонажа и свои действия, делать всё максимально возможное, максимально быстро и максимально круто. Ты всегда вовремя, всегда с нужной химией и всегда готов. Ты поднимаешься на фоне остальных, ты теперь уже борешься за первое место в рекаунте, а не за попадание в первую десятку. Тебе уже не хочется вайпаться на относительно простых боссах - ты хочешь первым полутать эпики с ласта, которых нет ещё ни у кого.
Здесь, в общем то, возможны два варианта. Если твоя гильдия и так уже в топе, то всё отлично - приходи в рейды и возжигай всё вокруг в надежде на realm first. Но чаще бывает другая ситуация, когда сам делаешь вроде бы всё как надо, и стабильно держишься среди лучших, а вот про всю гильдию того же не скажешь. И вроде бы в целом всё хорошо, но один внезапно не пришёл, второго выкинуло на хорошем трае, третий затупил и не успел выбежать из лужи, а в итоге босс не убит ещё неделю, прогресс движется слабо, и куча времени/фласок/усилий потрачены впустую. Отсюда берёт своё начало ненависть к казуальным игрокам, не старающимся в полную силу, и желание выжечь их напалмом по крайней мере из своей гильдии. Либо, если таких становится слишком много, начинаешь присматриваться к гильдиям, где прогресс выше.
Сюда же можно добавить и ещё один момент, через который проходят не все, но без него эта история была бы не полной. Может получиться так, что в попытках улучшить свою гильдию и заставить быстрее шевелиться своего РЛа/ГМа, ты этим самым РЛом/ГМом и становишься. В принципе, это даже хорошо, если мотивации достаточно. Но уровень ответственности совсем другой. Нужно думать не только о том, чтобы не накосячить самому, но и следить за тем, чтобы не косячил весь рейд. Нужно не только уметь играть за свой класс, но и представлять, как играют за остальные. Организовывать, собирать, мотивировать. Это отнимает намного больше усилий и может вымотать достаточно быстро.
Stage 3:
Spoiler
Надоедает со временем всё. Даже то, что очень нравится. Когда успешно делаешь что-то в сотый раз, ощущения уже не те, что были в первый. И даже не те, что были в десятый. Возникают другие интересы, хочется чего-нибудь нового и более свежего. Но и бросить сразу бывает жалко.
Когда ходишь в рейды уже давно и регулярно, никто обычно не сомневается, что ты снова придёшь и снова покажешь себя хорошо. Но самому становится скучно. Для тебя всё это уже в порядке вещей и не воспринимается как достижение. Иногда возникает желание потратить то же время на что-то иное, более привлекательное. Иногда становится просто лень и неохота. В силу привычки и нежелания терять свой статус, ты не говоришь "guys, I quit", ты продолжаешь рейдить, но появляешься постепенно всё реже. В силу описанного тремя абзацами выше, назвать себя казуалом тоже совсем не хочется. Ты всё ещё ок, но уже не рейдер в полном смысле этого слова. Ты inactive.
Иногда, даже если не хочется идти вайпаться и покорять что-либо в рейде, поиграть всё равно охота, но в каком-то более спокойном и расслабленном режиме. Во времена, когда друзей по Battle.net и способов отслеживания по ачивкам ещё не существовало, вполне приемлемой возможностью было создание твинка. Такого, о котором никто кроме тебя не знает, от которого никто не требует топового дамага и мгновенной реакции, к которому никто не будет приставать с разными вопросами. Ты можешь побыть "нубом", от которого никто ничего не хочет и не ожидает. Ты играешь, но это как бы уже и не ты, а настоящий ты в это время не в сети. Ты offline.
Как бы там ни было, но самое интересное в WoW - это всё таки рейды. Там есть и движуха, и разнообразие, и люди, с которыми ты общаешься и которые тебя ждут. Бегать твинками, проходя квесты, ачивки, инсты на 5 человек и прочие маленькие развлечения, наскучивает намного быстрее. И в этот момент ты внезапно делаешь ещё одну вещь в первый раз. Отменяешь подписку.
Stage 4: Resurrected
Spoiler
В книгах или фильмах такая часть начинается обычно со слов наподобие "two years later..." Ты не играешь уже дофига, и кажется, что почти забыл, как это делается. Возможно, к этому времени ты уже не студент, и в твоей жизни началась новая страница. Но, время от времени, ты всё ещё открываешь тематические сайты и читаешь новости, примерно представляя, что нового добавляют в игру, и кто там теперь главный злодей.
Когда гамешь постоянно, обновления не кажутся такими уж частыми, но стоит отвлечься на более-менее длительное время - нового становится действительно много и сразу. Мир, изученный когда-то вдоль и поперёк, опять становится в какой-то степени неизведанным. И если есть свободное время, то остаётся только восстановить забытый за ненадобностью пароль, ввести данные своей новой и блестящей голограммами кредитки, сдуть пыль с топового когда-то персонажа, больше напоминающего теперь музей доисторических эпиков, сесть на какого-нибудь редкого и уже недоступного в игре маунта и отправиться навстречу новым приключениям.
Новое всегда требует времени, чтобы адаптироваться и привыкнуть. Но и мы не такие старые, чтобы адаптироваться к чему-либо нам было тяжело. И стоит немного поразбираться в изменившихся абилках и игровых механиках, как появляется ощущение, что раньше было посложнее. Возможно, оно субъективное, но это уже отдельный вопрос. В любом случае, изменения надо принимать как есть, а не плакать по старым временам, когда модель суккубки была симпатичнее.
Рейды, которые ты когда-то осваивал, теперь за 10 минут проносятся толпой, где не каждый перечислит названия боссов. Гильдия, в которой ты делал realm first, уже не существует, либо теперь там совсем другие люди. Многие привычные когда-то вещи теперь делаются совсем по-другому. Но это абсолютно нормально. Без изменений не бывает развития. Осмотревшись и освоившись, ты находишь подходящую гильдию и идёшь в актуальный контент.
Здесь уже всё сильно зависит от личных особенностей и от того, насколько удачную компанию удалось найти. Может затянуть, и тебе снова нравится быть в топе, нравится делать рейдовые ачивки, нравится ощущение победы после упорных траев, нравится видеть свою гильдию на первой странице по серверу на вовпрогрессе. У тебя большой опыт, тебя сложно удивить, и ты сам для себя подтверждаешь, что можешь играть не хуже, чем несколько лет назад. Но всё равно это уже не то, что было в первый раз.
А может и не повезти. Топовые гильдии не всегда охотно берут людей с большим опытом старого контента, но без соответствующих достижений в актуальном. А идти в гильдию середнячков и ковырять нормалы - по понятным причинам удовольствия мало. Может быть, ты и прошёл бы успешно этот путь от начинающего рейдера до самых лучших, но если бы это было для тебя впервые. Зная эту лестницу заранее, начинать второй раз и проходить её начальные этапы уже не хочется.
Как бы там ни было, конец всё равно предсказуем. Когда новые рейды пройдены, локации увидены, ачивки сделаны, новых впечатлений мало - игра наскучивает. Да и просто надоедает видеть каждый день те же самые пиксели и те же самые картинки. Ты начинаешь играть меньше, либо на какое-то время забиваешь вообще.
Stage 5: Casual
Spoiler
И вот наступает тот самый момент, когда своё нежелание играть в полную силу ты уже не спрячешь за красивое слово inactive. Нет, ты конечно не будешь нубить, умирая в лужах или приходя в рейд, не прочитав тактику. Но тебе уже не критично, что с другой комбинацией камней и перековки ты можешь дамажить на 2% лучше, ведь ты и так делаешь это неплохо. Тебе уже нафиг не нужны первые места, ты приходишь просто посмотреть контент, чисто из любопытства. Тебе не нужен быстрый прогресс, главное только не вайпаться совсем по глупости. Теперь ты тот, кого ещё несколько лет назад ты сам с удовольствием сжёг бы на костре. Ты казуалище.
И как ни странно, всё это может быть не так уж и плохо. Просто теперь ты приходишь в игру не за тем, за чем приходил раньше. На работе весь день взрывали мозг, а спать ещё не хочется - ок, побегаем в WoW пару часиков. В рейде ничего не упало - да хрен бы с ним, зато я весь вечер слушал РЛа-британца, который вещал на чистом английском, и это полезнее для меня, чем если бы я в этом рейде полностью переодел перса в новую экипировку. Эффективность потраченного времени не измеряется чисто внутриигровыми показателями.
В конечном итоге, мы играем ради удовольствия, ради приятно проведённого времени. Меняется то, что именно нам это удовольствие приносит. Точнее, что именно может нам его принести в максимальном количестве. И если раньше максимальный фан можно было получить от рейдов в составе топовой гильдии, то сейчас туда уже не тянет, и это перестаёт быть лучшим способом проведения времени. "Задротище", которое в 2006 году осваивало Накс-40, продолжает оставаться собой, но теперь сменило приоритеты, перестав заботиться о том, что перестало быть интересным, но продолжая выжимать из игры то, что в ней ещё можно получить с максимальной эффективностью.
Better. Than. Ever. Before.
Spoiler
Всё вышесказанное может показаться описанием какой-то своей личной истории. Но это не совсем так. Если вдуматься, примерно такие же этапы знакомы большинству из тех, кто играет в WoW и кто делал это достаточно активно. Не всем, но по крайней мере многим. В каждом конкретном случае может быть куча своих особенностей и обстоятельств, люди начинали в разное время, у них могли быть в игре другие интересы, кто-то может быть вообще не задумывался о подобном, но общая тенденция развития скорее всего примерно та же. И всё это подчиняется достаточно простой логике, вот только её закономерность становится заметной лишь тогда, когда уже прошёл весь этот путь и оглядываешься назад. Задумайся, читатель, а на какой стадии сейчас ты?
И как всегда, в конце подобных рассуждений возникает логичный вопрос: ок, так оно было до настоящего момента, но что же в итоге? Что будет дальше? Но на такой вопрос сможет достоверно ответить только время. Новый аддон вряд ли заставит с головой окунуться в рейды, но купить и посмотреть - наверное стоит. А новые рейдеры и новые гильдии будут соревноваться за первое место в 20-ках на мифической сложности.
Не стоит считать, что если игра не цепляет как когда-то, то она стала хуже. Не стоит считать, что мы становимся хуже, если не способны играть на прежнем уровне. Игра становится только лучше, но для тех, для кого она предназначена. А у каждого из нас есть в зеркале свой персонаж, которого прокачивать бывает намного интереснее, чем эльфийку 80-го уровня. И со временем, накапливая опыт, развивая свои скилы, открывая новые возможности и двигаясь вперёд по пути собственной эволюции, мы становимся только лучше. Лучше, чем когда бы то ни было.
to be continued...
- 13501
- 91