ну, я б не сказал, что большая часть косметики в играх платная, но ладно. в теме два разных вопроса - важность кастомизации и приемлемость ее монетизации.
важна ли она? конечно, в особенности для рпг разных сортов. когда тебе дают персонажа с определенной ролью для игры, ему стоит и выглядеть соответствующе. если персонаж вполне конкретный - возьмакх Гервант, то кастомизации прически и вида кожаной куртки достаточно. если игрок сам определяет, за кого он будет играть, то у него должно быть больше свободы в настройке внешности. короче, все дело в отыгрыше.
тут появляется первый конфликт - с монетизацией. была одна прекрасная игра, варкрафт 3, и был в ней юнит - ведьмак разрушитель чар. спустя 15 лет близзы таки сподобились добавить его гир в игру в форме наследной брони БЭльфов. был там и другой юнит - смотрящая в ночь стражница. и ее добавили, спустя почти 20 лет. но вот незадача, чтобы ее получить, нужно год платить им за подписку. в то же самое время, у эльфов крови достаточно просто доступа к игре, один месяц.
если отвязаться от вк3, то, допустим, я хочу орка-рогу из клана Веселого Черепа. маска из торгового поста в гарнизоне, раса - маг'хары, маунт - пожалуйте в магазин. какого хрена?
да, ок, на геймплей в строгом смысле слова это не влияет. тогда в чем проблема играть за шахматный кубик? этого недостаточно. впечатления от игры не ограничиваются позицией в детейлсе, они точно также приходят из того, что я вижу на своем экране.
увы и ах, киты слишком профитны, чтобы перестать доить всех, кто попадется под руку. сожрали броню для коней за пять бачей в далеком Обливионе, сожрут и несколько сетов за сотку.