ЖРЕЦ. ПОСЛУШАНИЕ. РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИПоправки, выявленные в результате дебатов в теме, будут выделяться красным шрифтомВведениеЗаметил одну странную вещь - на элитистах есть толковые гайды по всем классам... кроме дц. Соответственно нет их и на рускоязычных сайтах, которые обычно лишь переводят труды иностранных коллег. То, что выложено здесь, на нубклабе, скорее напоминает краткий справочник по общим моментам, и так описанным в самой игре. На работе заняться нечем, да еще в обсуждении гайда жрецов послущания тролли подзадорили. Поэтому выплесну накопившееся. Вдруг кому пригодится.
Уже сталкивался с формальностью подхода администрации форума, поэтому не стану претендовать на звание гайда. Я не пытаюсь никого задеть, просто моего энтузиазма точно не хватит на дотошное форматирование текста согласно канонам. Назовём всё ниженаписанное не более чем рекомендациями.
Имея опыт написания статей на форумах, предвижу выпады в свой адрес, мол, да кто ты такой и что нам здесь впариваешь?! Играю давно. Опыт имею. С предметом разговора отлично знаком. Хотите померяться яйцами - право, тут это делать не стоит.
Всё нижеизложенное хотя и претендует на истину, является моим, субъективным, восприятием действительности, то есть сугубо моими пониманием теории и выводами из практики. Если кто найдет ошибки в написанном, я буду только благодарен за конструктивные поправки. Возможно текста покажется много, но моя цель была - достичь понимания читателем самой сути процесса, а не выдача готовых решений.
Роль жреца послушания в рейдеПоскольку моя карьера вовера началась с контента ЦЛК, все мои впечатления будут описаны именно с этого момента. Ранее жрец послушания, в просторечье - дц (от английского Discipline), рассматривался только как фокус-хил, то есть сильной его стороной считалось удержание единственной цели. Рейд-лидеров, рассматривающих дц-приста только с этой стороны совершенно не смущало, что поставленный на хил рейда дц выдавал такой колоссальный хпс (количество хила в секунду), который только снился другим рейд-хилам. Этому во многом способствовала одна статейка, распространившаяся по форумам со скоростью чумы. В ней автор, на первый взгляд, вполне аргументировано доказывал, что дц на рейде не выдает дополнительный хил, а только ворует его у своих коллег. По этому поводу можно долго спорить, но на практике толковый дц на рейде при тяжелом аое (уроне по площади) увеличивал выживаемость рейда настолько, что это было заметно невооруженным глазом даже дилетантам. А цифры логов говорили о том, что щиты дц снижают эффективность других хилов только при слабом уроне, когда вообщем то всё-равно кто, когда и чем хилит.
Но наступил Катаклизм, Азерот сотрясся, и дц, как и все остальные классы переродился. Общая тенденция оказуаливания игры коснулась и хилов - они стали универсальны. Но стереотипы так просто не победить, и многие рейд-лидеры продолжают упорно делить хил-классы на фокус- и рейд-хилов. Дц по-старинке соответственно считают фокусхилом. На самом деле, он по универсальности уступает разве что явно перебаффоному в контенте Души Дракона (далее ДД) холипаладину. Дц отлично удерживает как солоцель, так и рейд. Единственный серьезный недостаток этого класса - отсутствие ярковыраженного бурста (резкого, но кратковременного увеличения выдаваемого исцеления).
Придание сил как и
Божественный гимн, хотя и компенсируются в значительной степени
Словом силы: барьер, на фоне целого сомна бурстов паладина, гимна холиприста или Спокойствия дерева, выглядят весьма бледно. Поэтому в десятке наиболее комфортно дц чувствует себя именно в паре с одним из этих троих.
ТалантыВ официальном гайде уже приведены 2 классических раскладки, и я с ними полностью согласен.
Нанесение урона и отхил с использованием талантов Приверженность, Архангел и Искупление вины, на мой взгляд, носит специфический характер. Использование преимуществ данного спека увеличивает дпс рейда, но снижает эффективность дц, как хилера. Востребовано в случаях, когда кнут рейд-лидера уже не способен выжать из дамагеров ни капли лишнего дпс.Приоритет статовПервый и самый главный наш приоритет - интеллект. Эта характеристика дает нам силу заклинаний, повышение вероятности крита, непосредственно увеличивает кол-во маны и оказывает огромное влияние на реген маны (в 3 раза сильное, чем дух - об этом подробнее в разделе Управление маной). В подавляющем большинстве случаев предпочтительны вещи с бОльшим количеством интеллекта.
Моя философия в определении приоритетов такова:- Приоритет статов должен вычисляться для одного конкретного персонажа.
- Простого утверждения: искусность > крит, недостаточно, ибо порождает резонный вопрос: насколько? Сравниваться должны осязаемые цифры. Итогом должен стать ответ: столько то очков такого то стата повысит общий хил данного персонажа на столько то процентов.
- Влияние статов на различные способности порой радикально отличается. Следовательно рассматривать важность статов следует для всех способностей раздельно.
- Для вычисления влияния стата на общий хил, следует просуммировать пользу статов для каждой способности, учитывая вклад данной способности в общий хил (долю в процентах) конкретного персонажа.
- Для специфических боев или тактик, требуется, перерасчет, с учетом реальных данных логов конкретного персонажа.
При таком подходе учитывается личная манера игры конкретного игрока (уникальные набор и доли умений в общей массе хила).В гайде, я как отправную точку для расчетов использовал статистику топовых игроков, выбирая только традиционные примеры. Они вполне согласуются с расчетами моего персонажа и, на мой взгляд, в сегодняшних реалиях подходят для неопытного дц-приста. Но в это же время ваш приоритет статов может отличаться от предложенного мной в определенных условиях (специфичный босс, нетрадиционная тактика, отклонение возможностей рейда от средних значений)По поводу приоритета вторичных статов (крит, скорость, искусность) ходит много кривотолков. Поскольку игра - это программный код, состоящий только из цифр, в ней соответственно всё поддается счету. Давайте поробуем посчитать. Конечно цифры будут серьезно отличаться и от босса к боссу и из-за личных предпочтений игрока. Здесь я предлагаю лишь общую схему расчетов. Более точные значения вы сможете определить, наблюдая собственные пропорции хила.
Итак, хил дц в ДД обычно состоит из следущих основных частей:
Божественное покровительство - 30-40%
Молитва исцеления - 20-30%
Слово силы: щит - 10-30%
Прочие заклинания (Исповедь, Великое исцеление, Быстрое исцеление, Связующее исцеление, Божественный гимн, Молитва восстановления) - 20-30%
Рассмотрим как воздействуют вторичные статы на каждую из эти составные части хила.
Искусность влияет только на
Божественное покровительство и
Слово силы: щит, то есть на 40-70% общего хила.
Получаемый бонус - 179 очков стата дает 2,5%.
40-70% от 2,5 = 1-1,75%.
Итого, 179 очков рейтинга искусности дают нам рост общего хила в 1-1,75%.
Крит влияет на весь хил, кроме
Слово силы: щит. То есть на 70-90% хила. 179 очков стата дают прирост в 1,3% (для
Божественного покровительства польза крита составляет приблизительно 1,2% (это связано с механикой взаимодействия
Молитвы исцеления и
Божественного покровительства)).
70-90% от 1,3% = 0,91-1,17%
Итого, 179 очков рейтинга крита дадут нам около 0,9-1,2% увеличения общего хила.
Скорость - самый, я бы сказал, приятный на ощупь, но в то же время самый труднопросчитываемый стат.
Если подходить голо, то скорость, в отличие от других статов, влияет на все заклинания приста. Даже
Слово силы: щит получает хоть и мизерный, но всё же бонус, за счет сокращения ГКД (глобальная, то есть действующая на все способности, пауза после прочтения любого, даже мгновенного, заклинания, по умолчанию составляющая 1,5 сек, но уменьшаемая скоростью вплоть до 1 сек).
Для набора 1% скорости рейтинга надо меньше, чем для других статов - 128 против 179. Казалось бы преимущество. Но есть одна хитрость. Каждый полученный процент скорости, сокращает время чтения заклинания всего на 0,5%. Ведь набрав 100% скорости, мы получим итоговую скорость каста 200%, то есть сокращение каста на 50%. И так 100 превращается в 50.
Если приравнять к общей планке в 179 рейтинга, то за это количество очков мы получаем 1,4% скорости или 0,7% сокращения времени каста. Так как влияние скорости на
Слово силы: щит выражается в сотых процента, то исключим это заклинание. Получится, что скорость действует на 70-90% общего хила дц. Бонус стата 0,7%. 70-90% от 0,7% = 0,49 - 0,63.
Итого, 179 очков рейтинга скорости дадут 0,5-0,6% прироста общего хила.
Но вот в чем минус. Чем быстрее мы кастуем, тем больше заклинаний успеем прочитать за ограниченный отрезок времени. Но это верно только для ситуации, когда мы кастуем нонстоп, то есть непрерывно. В условиях текущего контента (ДД), практически во всех боях есть фазы простоя, которые безвозвратно поглощают сэкономленное скоростью время. А чтобы получить дополнительный каст той же
Молитвы исцеления во время вполне обычной для ДД ~15-секундной бурст-фазы надо собрать просто непомерное количество скорости.
Кроме того у скорости есть еще один существенный недостаток. Она в отличие от любого другого стата повышая эффективность хила пропорционально повышает и расход маны. В то время как искусность и крит увеличивают хил за те же затраты.
Получился следущий приоритет:
Искусность > крит > скоростьИ чем больше в вашем общем хиле доля
Божественного покровительства и
Слова силы: щит, тем выше будет значимость искусности.
Возможно в 25-ке, для дц в основном удерживающего танка, крит будет несколько привлекательнее искусности. Это можно просчитать, исходя из реальных долей заклинаний в общем хиле.
Управление манойВосстановление маны в бою условно можно поделить на два крупных раздела: пассивный и активный манарегены.
Пассивный манареген приносит вам ману в течение всего боя равными порциями раз в 5 секунд и рассчитывается по формуле:
Реген = Sqrt (интеллект) * Дух * .016725;
из которой видно, что интеллект и дух учавствуют в нём в равной степени.
Активный манареген дц приста, является одной из ярких отличительных сторон этого класса от других хилеров, поскольку приносит в разы больше маны. Только у дц приста он маны дает больше, чем пассивное восполнение. Под активным манарегеном я понимаю восполнение маны, вызванное применением способностей.
Способности, приносящие ману дц-присту:
Вознесение,
Исчадие тьмы,
Гимн надежды,
Восполнение.
Вознесение дает огромное кол-во маны и именно оно незаслуженно забывается пристами. Вы кастуете
щит, стоимостью 6,3к маны, а получаете 7% от 170к, то есть 11,9к. Получается вы производите фактически бесплатный хил на почти 50к, да еще получаете 5,6к маны сверху (цифры приведены для среднеодетого приста с илвл 397).
В среднем за бой
Вознесение приносит 200-350к маны. Согласитесь, число весьма внушительное. И его можно серьезно увеличить, внимательно следя за 12-секундным откатом таланта и вовремя снова отправляя его в кд. Обратите внимание - талант срабатывает только когда
щит полностью пробит. Именно исчерпан входящим уроном, а не закончил срок своего действия. Когда я начал отслеживать кд
Вознесение, оно стало регенить у меня больше на 80к+ маны за бой. Отслеживать этот талант удобно, например, с помощью аддона ExtraCD.
Исчадие тьмы по моим наблюдениям приносит около 35-40% маны. Следовательно первый раз применять желательно на 65% маны, дальше по откату способности. При активации следите, чтобы в цели у вас был достаточно толстый моб, которого танчат. Если моб умрет раньше, чем исчезнет
Исчадие тьмы, то вы потеряете часть регена. То же самое произойдет, если моб переагрится на вашего незнаюужсколькиногого друга и убьет его. При необходимости перенацеливайте животное - это легко делается с помощью панели управления питомцем.
Для
Гимна надежды надо очень тщательно подбирать момент. В любом бою, кроме Смертокрыла,
гимн вы сможете использовать только раз. Самое удачное время для него - фаза слабого урона по рейду, где-нибудь во второй половине боя, когда у вас и остальных хилов остается мало маны. Желательно, чтобы рядом не оказался какой-нибудь аркан-маг, некстати слившийся в ноль -
гимн то раздает ману всем манапользователям без разбора. И тем больше, чем меньше у них её уровень в процентах.
Гимн дает примерно 24-28% маны каждому персонажу. Если в рейде есть еще присты, кооперируйтесь с ними и читайте в унисон - каждый прист апает чужие гимны на 15%.
Восполнение активируется не нами, а способностями многих наших братьев по несчастью и не требует от нас каких-либо действий.
Кроме восполнения маны дц-прист умеет её неплохо экономить. Этому существенно помогают такие способности как
Придание сил и
Внутреннее сосредоточение.
Придание сил не только снижает затраты маны во время своего действия, но и с комплектом 2Т13 еще 10 сек экономит 25%. Старайтесь спланировать применение
Придания сил таким образом, чтобы оно приходилось на самые активные фазы и использовалось в бою максимальное количество раз.
Внутреннее сосредоточение экономит нам раз в 45 сек 5500-5700 маны, а вкупе с
Вдумчивостью и частым использованием
Великого исцеления частота экономии сокращается до примерно 20 сек. За бой
Внутреннее сосредоточение способно сэкономить нам 50-120к маны, поэтому используем по кд.
Мы имеет 2 постоянных ценных, но взаимоисключающих баффа
Внутренний огонь и
Внутренняя решимость. Большую часть боя следует проводить под
Внутренним огнем, чтобы иметь бонус силы заклинаний, но перед спамом
Слова силы: щит, которым вы прикрываете рейд перед аое, имеет смысл переключиться на
Внутреннюю решимость. Вы потеряете примерно 2,5% ёмкости щитов, но сэкономите 15% маны. А ведь десяток
щитов, - это целых 63к маны. Кроме того
Внутренний огонь и
Внутренняя решимость не стоят маны и менять их в бою можно сколько угодно раз. Единственный минус - потеря ГКД.
Как последнее средство используем
Легендарное зелье маны (только в экстренных случаях) или
Зелье сосредоточения. Для последнего внимательно выбираем время боя, в котором не потребуется срочный хил или перемещения в течение 10 сек.
Кроме восполнения маны и экономии её специальными способностями, мы можем уменьшить расход ценного ресурса грамотно подбирая лечащие заклинания.
Здесь наша задача сводится к снижению затрат маны при минимальной деградации выдаваемого исцеления. Поскольку для отхила массового урона выбор у нас невелик -
Молитва исцеления, а
Слово силы: щит несёт особую функцию, их рассматривать не буду.
Наиболее интересны в плане отхила и минимальных затрат маны
Молитва восстановления и
Исповедь. Если первое имеет суровый хпс и его использование по израсходованию всех 5 тиков обязательно всегда, то второе используем по откату во всех случаях, если избытка маны не предвидится.
Обновление в дц спеке является крайне неэффективной способностью. К этому же разряду следует отнести и
Исцеление. Хила за единицу маны мы получаем практически столько же, как и при более мощных заклинаниях, но отвлекаемся на долгий каст, который в случае чего придется прерывать - лишнее действие в критический момент. На мой взгляд лучше просто стоять и ничего не кастовать - и маны больше отрегенится и готовность на порядок выше.
Исцеление я вообще убрал с панели во всех спеках.
Область применения
Связующего исцеления весьма ограничена. Хотя оно и является одной из самых эффективных хилок приста, но мана с ним утекает очень бодро. Из оставшихся исцелений для экономии конечно выбираем
Великое исцеление. Сдобренное
Внутренним сосредоточением и
Вдумчивостью, оно даст весьма скромный расход маны при вполне интенсивном отхиле.
Чем и когда хилитьСтартПеред пуллом босса на танка целесообразно повесить
Молитву восстановления и
Слово силы: щит секунд за 8-10 до начала боя. Заклинания провисят до боя, а мана успеет у вас отрегениться естесственным путем. Затем желательно скастовать на танка
Исповедь, чтобы повесить сразу все 3 стака
Милости и увеличить свой последующий хил. Во время пулла можно скастовать в танка
Быстрое исцеление. Скорее всего уйдет в оверхил, но поможет освоить 7% маны, которые прилетят после падения
щита.
Если танк - ваша заботаОбновляете
щит сразу, как только слетит дебафф
Ослабленная душа. Затем, если входящий дамаг умеренный, спамьте
Великое исцеление, максимально используя
Внутреннее сосредоточение.
Исповедь разряжайте по кд. Как только отработаны все 5 тиков
Молитвы восстановления обновите её на танке.
Если же становится жарко, то используйте ротацию
Слово силы: щит + 3
Быстрых исцеления. Исцеления за счет таланта
Сила духа будут сводить дебафф
Ослабленная душа на нет, и вы сможете обновлять
щит гораздо чаще.
Если же танк продолжает уверенно валиться кидайте в него
Подавление боли. Многие неопытные хилеры после употребления так называемого сейва (способности, существенно повышающей выживаемость персонажа/рейда) почему то приостанавливают хил, словно их подопечный теперь бессмертен. Этой паузы, даже небольшой, боссу часто вполне хватает, чтобы доглодать танка. Избегайте этой ошибки. Если вдруг
Подавление боли не откатилось, а всё плохо, немедленно ставьте на танка
купол. Эта способность обычно приберегается для снижения урона по рейду во время аое, но использованный сейв лучше мёртвого танка.
Хилим рейдВ текущем контенте (ДД) дц для отхила рейда в основном использует
Молитву исцеления. Эта способность работает по группе, поэтому до начала боя убедитесь, что группы скомпанованы по месторасположению или по однородности получения урона. Это важно, например, на Зан'оззе, где при определенной тактике милишники и ренджи, катая сферу, получают урон по очереди. Так же в десятке на Ультраксионе, если идёте в 2 хила, то лучше их расставить в разные группы. Это нужно для того, чтобы в обеих группах была цель для каста
Молитвы исцеления, которая не нырнет внезапно в сумрак, спасаясь от Гаснущего света и не заставит тем самым сбросить начатый каст.
Молитву исцеления используйте каждый раз, когда вся группа или хотя бы 4 из 5 персонажей получают или собираются получить урон. Грамотное обращение с маной позволяет даже среднеодетому дц практически весь бой спамить
Молитву без остановки. Учитывая это, используйте огромное преимущество дц перед другими хилами - возможность работы на опережение урона. Каждый каст
Молитвы вешает на группу
Божественное покровительство, которое к тому же способно настакиваться, то есть обновлять время баффа при повторном наложении, суммируя новый бафф с уже висящим.
Молитву следует раскидывать в десятке на обе группы поочередно, в 25-ке на 3 группы. Это необходимо для более полной отработки эффекта
Символа молитвы исцеления, который в течение 6 сек продолжает лечить группу. Если урон по рейду ожидается сразу после начала боя и проблем с маной не предвидится, стоит уже заранее начать настакивать
Божественное покровительство на рейде. То же самое предпочтительно делать в бою перед каждым аое.
В некоторых случаях, когда с маной вообще хорошо, перед аое можно прикрыть рейд
Словом силы: щит. Не забывайте при этом перед спамом щитов переключаться на
Внутреннюю решимость и обратно на
Внутренний огонь. Но тотальное общитовывание, к сожалению, стоит серьёзное количество маны и доступно не более пары раз за бой.
Во время спама
Молитвы исцеления не забывайте кидать
Слово силы: щит на самого избиваемого (обычно это танк) для регена маны через талант
Вознесение. Этим же
щитом вы разгоните каст следущей молитвы, посредством таланта
Лишнее время. Так же используйте по кд
Внутреннее сосредоточение. Если во время спама
Молитвы отдельный товарищ проседает больше других, его можно слегка поддержать
Молитвой восстановления, которая хилит в сумме вполне прилично. Её желательно уже иметь на рейде до начала каждой серьезной фазы. Более существенную поддержку отдельных просевших лучше осуществлять
Словом силы: щит, затем снова возвращаясь к спаму
Молитвы исцеления.
Божественный гимн хоть и не так хорош, как бурсты прочих хилов, всё же является довольно мощным инструментом. Его хпс примерно на уровне 35-40к. Собственно спам
Молитвы исцеления под
Приданием сил выдает несколько больший хпс. Но
гимн еще хорош тем, что получаем 300-350к хила всего за 7400 маны. При этом он кастуется более 7 сек, за которые так же восстанавливается некоторое количество маны.
При отхиле неравномерного урона по рейду используйте связку
Слова силы: щит и
Великого исцеления. Второе в такой последовательности кастуется не столь томительно долго. Также как можно чаще употребляйте
Молитву восстановления. Но до отработки всех 5 тиков обновлять её невыгодно.
Исповедь втыкайте по откату. Этим заклинанием всегда стоит начинать прохиливание сильнораненого индивида, поскольку оно сразу вешает все 3 стака
Милости, облегчая дальнейшую вашу заботу о пациенте.
Как только пробило вас вы автоматически должны попробовать найти применение
Связующему исцелению. Хилка незаслуженно забывается очень многими жрецами. А совсем зря. Она быстрая и очень мощная - её хпс практически вдвое выше любого заклинания лечения одиночной цели.
ИнтерфейсЭксплуатируйте гибкость настройки интерфейса ВоВа посредством аддонов по максимому. Уберите всё лишнее с экрана. Всё нужное должно быть достаточно крупным и заметным.
Внимательно следите за временем боя. Для этого желательно использовать таймер. Самый доступный вариант - встроенный, в часах под миникартой.
Выберите только достойные внимания события боя и оставьте таймеры исключительно на них в ДБМ или аналогичном аддоне.
В аддоне отображающем фреймы рейда вы должны четко видеть свои
щиты и дебафф
Ослабленная душа, а так же дебаффы, накладываемые боссами. Кроме того, желательно настроить отображение танковских сейвов, чтобы лучше воспринимать устойчивость танка и не пересекаться с ним кдшками.
Адаптация к боюДавно заметил, что на одних и тех же энкаунтерах хилы ведут себя по-разному. У одних хпс заметно растет от боя к бою, другие продолжают оставаться на том же уровне. На этом сказывается способность замечать, усваивать и анализировать события прошедшей битвы.
Следите за течением боя. Запоминайте как сильно пробивает аое. Кого надо хилить в первую очередь, а кто может подождать. Отмечайте скорость расхода маны, замечайте спокойные фазы, когда можно отрегенить ману и фазы с сильным уроном, на которых можно сдать бурсты и мощно прохилить. И тогда ваш хпс станет стабильно расти при возвращении к этим боссам.