В последнее время игровые порталы все чаще пишут о MMO-RPG на консолях. Некоторые блоггеры даже предрекают нам эпоху консольных MMO. И для этого есть причины - целый букет MMO-игр, которые не хотят связывать свою судьбу только с PC: новый Warhammer, Defiance, PlanetSide 2, Diablo III, Final Fantasy XIV, The Elder Scrolls Online, World of Tanks, War Thunder...
С одной стороны, хороший финансовый стимул и новая аудитория не помешали бы жанру MMO-игр, у которого, явно, назрели проблемы. С другой - не хотелось бы очутиться в мире MMO-RPG, заточенных под консоли в стиле "вперед, назад, огонь".
Но так ли все страшно, как это может показаться? Не забываем, что все участники игровой индустрии сейчас сильно подогреты новым поколением приставок. Давайте отстранимся от сегодняшней суеты и изучим историю вопроса.
Идет 2002 второй год. Microsoft анонсирует True Fantasy Live - MMO для готовящейся к выходу Xbox 360. Через два года проект тихо закрыли.
Затем Microsoft купили Ensemble Studio, которой поручили разработку MMO-игры по вселенной Halo. Ребята даже не успели въехать в новый офис, как проект был закрыт вместе с самой студией.
В 2006 году Microsoft и Marvel анонсируют MMO с супер-героями. Через 2 года вышло заявление об отмене проекта. Cryptic Studio, которой были поручены работы, получила деньги еще раз на разработку Champoins Online, после чего сменила хозяина и... все.
Создается впечатление, что Microsoft нужны не сами MMO игры, а слухи о них для поддержки уровня продаж своих икс-боксов
Другие фигуранты не отставали, но... Много сил было потрачено на портирование Age of Conan и Warhammer Online - с известными результатами.
Sony, в свою очередь, попытались сделать нечто под названием The Agency. И снова fail.
В сухом остатке, относительно удачным за десять лет попыток можно назвать только проект Final Fantasy.
Так почему же они все пытаются запустить MMO на консолях, если они перестали взлетать на PC. И почему у них ничего не получается?
На первый вопрос ответ очевиден - деньги. Производителям консолей нужны игры, чтобы поддержать продажи устройств, а производителям игр нужна новая аудитория.
Второй вопрос интереснее.
Во-первых, раньше консоли сильно страдали от недостатка встроенной памяти. Тот же Diablo на консоли не позволял делать больше одного сохранения. В наши дни эта проблема должна уйти в прошлое. Также ушла в прошлое проблема с форматом и размерами телевизоров - в каждом доме (если уж там есть современная приставка) сейчас имется HD-телевизор и не один.
Во-вторых, игра на консоли управляется джойстиком (туда-сюда, и несколько кнопок), а в MMO-RPG способности персонажей исчисляются десятками.
Дальше - больше. MMO-проекты дороги и их разработка занимает много времени, что компенсируется тем, что игра дольше приносит прибыль. А это значит, что после выпуска разработчик должен будет сопровождать проект для нескольких платформ, что усложняет и без того нелегкий труд по обеспечению совметимости новых разработок.
Тему кросс-платформенности можно продолжить. Выпуская MMO на нескольких платформах, разработчик сегментирует аудиторию - этот ценнейший ресурс, от величины которого зависит - выживет проект или нет. А обеспечить связь между игроками на разных консолях и на PC - задача эпического масштаба.
Другая проблема - общение MMO-игроков, хотя они все меньше склонны к этому
Основное общение в MMO-RPG происходит в текстовом чате, что для приставок не подходит. А голосом общаться с мало-знакомыми людьми многим трудно. Это чисто психологический эффект, но факт - мы готовы сказать и выслушать гораздо больше в текстовом чате, чем в голосовом. Да и готовы ли вы, чтобы в вашей гостинной вдруг "зазвучал" LFR?
Выводы? Есть ли будущее у MMO игр на консолях - покажет время. А вот прошлого и настоящего у этого явления... вроде как, нет.