На самом деле не совсем правы обе стороны.
Те, кто говорят про безудержный фарм, они, конечно, правы, однако забывают, что это был фарм в рамках того времени и тех возможностей, когда хилы, приходящие в МС не знали, какими заклинаниями хилить, а уж о том, чтобы диспеллить и речи быть не может - среднее время "-хил" дебаффа на Люцифроне могло доходить до 5-10секунд, пока какому-нибудь хилу персонально не назовут ник того, кого нужно продиспелить.
В то же время тогда были доступны аддоны, которые позволяли настроить автоматический диспел (привет, квест на бенедикшн присту). Но этот аддон просто не ставили, потому что о нем не знали.
Точно так же как не знали о том, что есть рейдфреймы.
Точно так же как дамагеры не знали о том, что есть такое понятие как агрометр, а мейнтанк в разгар освоения БВЛ говорил о том, что и вовсе это аддон для криворуких, не способных выждать три-четыре сандера.
Люди не знали что такое "разобрать цели" и наоборот, что такое "атака по фокусу", люди банально не умели заливать пак так, чтобы все цели умерли одновременно.
Об использовании своего класса хотя бы на 70% потенциала не шло и речи. О даунранкинге люди узнавали лишь к Санвелу. Там же узнавали о лесенке, без которой Бруталуса убить нельзя было (потому что на него фаер резист не соберешь), но в то же время этой же лесенкой можно было бы вытягивать танков на рагнаросе без необходимости ОверРезиста.
То, что боссы убивались выжившими танком, парой хилов и 2-3 дамаггерами от старости - а остальные 30+ героических тел могли в это время пойти попить кофе.
Понятно, что это в большей степени касается начальных рейдов вроде МС, БВЛ и открывшегося спустя год ЗГ, а потом и АК20. В АК40 и Наксе было уже значительно сложнее. Но так и это далеко не начальные инсты - а потому людям будет где "показуалить".
Нужно понимать, что львиная доля фарма - она была не обязательной, а вспомогательной. И многие на нее плевали. Препоты перед боссами? По-моему их начали массово пить разве что в БТ. Фласки? О каких фласках речь, если на сервер в день респилось около 100 блэк лотусов, так что все сознательные их купить не могли. Эликсиры? в основном их пили уже на предкиловых траях - а так траили без них. Да и то массовое распростронение элики получили, пожалуй, ближе к Хиджалу.
Да, конечно, было очень много неудобств. Но нельзя сказать о том, что игра была неиграбельной. А сейчас она прельщает людей тем, что есть четкая лестница достижений. План того, чего ты должен достичь, чтобы добиться того, чего хочешь.
Да и про неиграбельность спеков тоже так себе история. Были у нас и шпристы и кошки и армсы, по-моему и энхансы даже бывали (какая разница кто ставит бладласт на группу :-)). И у паладинов были специальные аддоны которые развешивали блессинги автоматически.
Другое дело, что их эффективность была слабовата и общего понимания как ими играть не было, не было понятия бис шмота, не было понятия вообще "сбора" шмота. Те же ставшие притчей во языцах пиробласты на фуллстолб (пиробласты все же, не фаерболы) - это были первые звоночки собранного неформатного сета людей, которые понимали в механике игры чуть больше, чем "надо собрать т0, потом т1, т2, на каких-то боссов резист и т.п.". Но на фоне общего уровня игры это было неважно. Возьми современного игрока топовой гильдии, посади его за "неиграбельный" спек и отправь во времена классики, дай возможность подобрать себе грамотный шмот - и скорее всего он на большинстве боссов будет в топе. Просто потому, что будет знать как надо играть.
Так что не нужно сгущать краски. Пресловутый фарм классики очень сильно преувеличен. При том, что лесенка пошагового достижения прогресса и социальная составляющая для кого-то действительно может быть более чем привлекательной.
Другое дело, что и алчущие классики иногда превращают свое желание в идею фикс именно из-за ее недоступности. Как только плод перестанет быть запретным, очень многие, возможно, в своих желаниях несколько снизят градус.