Ну геймплейно фракционность росла из моды нулевых на фракционное ПВП с осадами и битвами за замки - вроде "парень в красной рубашке" обмолвился, что при разработке смотрели на Dark Age of Camelot с его трёхфракционностью и жанром RVR (Realm vs Realm) а не ПВП которое тогда воспринамлось как "все против всех". Идея ограничить ПВП только игроками враждебных фракций, вместо более хардкорного фри-пвп с фулл лутом была крайне модной. WoW пошёл этим путём, но при этом радикально казуализовал ПВП убрав какие-либо групповые активности типа замков и осад и оставив по сути ганк. Пресловутое "ворлд-ПВП" классики держалось сугубо на активности игроков, ибо реального смысла в нём не было - квестовая прокачка исключала драку за споты, на которых стояла Линейка и её последователи, рейды на вражеские столицы не давали ничего, кроме чистого фана. Введение полей боя поставило крест на драках в открытом мире, ибо желающие поломать друг другу лица могли спокойно и с перспективой неких наград заниматься этим на Варсонге с Арати, а пвп в мире выродилось по сути в чистый ганк. С этого момента какого-либо геймплейного смысла во фракционности не осталось.
Мало того - сама фракционность была сделана довольно своеобразно. Опасаясь, что игроки начнут обижаться и нехорошо выражаться в адрес тех, кто поломал им лицо, фракции максимально изолировали, лишив их даже возможности общаться, вплоть до того, что на ПВП-серверах нельзя было создавать персонажей на разные фракции (дабы игрок не перевошёл за другую и не пошёл писать в личку обидчику оскорбления - и это было ещё за пятнадцать лет до расцвета толерантности, замечу). Полностью отсутствовала возможность сменить фракцию - в том же Эвере существовали "квесты на предательство" дававшие возможность предать свою фракцию и перейти на сторону противника. Этого Близзард тоже делать не стали.
Сюжетных оснований для фракционности тоже не было - это уже выше по треду отметили - практически вся история WoW вращается вокруг совместных усилий фракций и попыток реализовать "давайте жить дружно". В результате конфликт приходится реанимировать чуть-ли не в каждом дополнении, причём сплошь и рядом крайне странными, спонтанными и нелогичными действиями (история Сильваны в трёх последних дополнениях вся сплошь о том, как на ровном месте и при сценарной слабости придумать как обосновать наличие хоть какого-то межфракционного конфликта).
Несмотря на название WoW нифига не про войну между фракциями, а именно про то, как они совместными усилиями мочат общих врагов. Единственная попытка хоть как-то реализовать сам процесс войны в геймплее - фронты в БфА, оказалась сделана в ПВЕ-формате и в итоге была провальной.
Так что кроме традиций и ностальгии поклонников третьего варика (где, замечу, фракционная система выглядит совсем иначе) никаких внятных оснований для этого столпа нет. Ни в геймплее, ни в сюжете не произойдёт совершенно никаких фатальных изменений от введения межфракционных активностей.