Доброй ночи, пока нет гайда для шаманов в легионе, напишу несколько замечаний по основным спеллам, которыми ресторы будут пользоваться в легионе. В самых правдоподобных гайдах, ссылки ниже, написано в основном как хилить, но часто не написано почему автор так считает.
https://chainheal.com/rotation-legion/ - коллективное мнение нескольких топ-шаманов.
http://www.icy-veins.com/wow/restoration-shaman-pve-healing-spell-summary - писано локом из Серенити.
http://ru.wowhead.com/guides/classes/shaman/restoration/rotation - это писано дайани, одной из авторов с чейнхил, т.е. перефраз из первой ссылки.
http://www.mmo-champion.com/threads/1940123-Legion-Restoration-Shaman-Alpha-Discussion - гайда нет, зато много теорикрафтинга в дискуссии.
Гайды с айси-вейнс и чейнхил в некоторых вещах противоречивы, думаю многое писано до последних изменений. На чейн хил и вовхеде последние апдейты – две недели назад. С тех пор вышло пять билдов и хотфиксы в которых менялись основные спеллы рестора: рестору апнули директхил в пвп, дали два заряда приливных волн после каста цепного исцеления, увеличили отхил тотема прилива, нерфанули влияние приливных волн на флэшку и волну.
Короче идет тюнинг. Однако близы твердо сказали, что изменения механик больше не будет. Набор спеллов, набор талантов, трейтов артефакта и реликвий, шмот с первых двух рейдов уже определен на 100%.
1. На то, какой спелл в бою использовать рестору больше всего влияет манареген.
За все время тюнинга близы изменяли стоимость заклинаний для шамана только в большую сторону, например на днях апнули стоимость всплеска. В целом, похоже в этом аспекте их пока все устраивает и скорее всего никаких изменений в сторону изменений манарегена не будет. Все хилы теперь в одинаковом положении – есть базовое количество маны, которое не меняется шмотом, и базовая регенерация маны. Что на сотом, что на сто десятом уровне регенерация составлет 4% БМ раз в 5 сек или 0,8% в секунду для всех хилов. Смешно когда монки или холики жалуются, что им не хватате маны – они просто сливаются, заспамливая маназатратные спеллы. Шаманы могут делать тоже самое, спам цепного исцеление сольет манапул еще быстрее чем у монка.
Надежды, что все будет как раньше, оденешься и забудешь о том, что такое мана, будут разбиты. Положение с маной на 110 уровне не будет отличаться от препатча. Гир не добавит регена. У шаманов есть реген от крита – когда он увеличится с увеличением итемлевела, также увеличится и хаст, который увеличит маназатраты. Причем, при определенной манере хила – с упором на чайник, волну и всплеск, - маназатраты в лучшем гире возврастут значительно больше, чем реген от крита Упоением. Шаман будет испытывать манаголод, даже с учетом трейтов артефакта на реген от цепного исцеления, если будет хилить как в дреноре. И даже пот на ману не исправит положение.
Для лучшего понимания текущей ситуации с манарегеном шамана – Упоение с критом свыше 20%, что на 110 достижимо только в топ-гире, за трехминутный бой при директ отхиле регенит до 20% манапула, т.е меньше манапота. Будет возможность получить тринкеты, которые резко поднимают манареген, больше чем все Упоение вместе взятое. Эти тринкеты, будут кардинально влиять на то, какими спелами придется хилить.
2. На то, какие спеллы и таланты использовать рестору будет сильно влиять длина боя и сложность рейда.
По моим личным впечатлениям, намного сильнее чем в Дреноре. Чем короче бой, тем меньше можно экономить ману. Кроме того в свете комбо талантов, два бурстовых захила усиленного ХТТ в адские моменты могут сделать потрясающие цифры хпс до 60%-70% общего отхила. Будут варианты брать усиления рейд-сейвов в ущерб директ-хилу.
Относительно большее количество здоровья в Легионе приводит к тому, что при низкой сложности величина получаемого урона в процентах от общго здоровья рейда ниже, чем нужно шаману, чтобы получить сильный эффект от искусности. Чтобы получить от искусности больший прирост отхила, чем от хасты в реалиях Легиона рейд должен быть просажен до 60% здоровья. Например, 500 искусности апает отхил в просаженную до 60% цель на 20%, что примерно равно действию 500 хасты. Чтобы получать профит от искусности рестора рейд должен быть просажен ниже. И чем ниже тем лучше. Например, эффект искусности в усаженный до 30% рейд увеличивается в два раза.
Наибольшие цифры хпс (для нарутить) рестор может показать бурстовым отхилом в полностью усаженный рейд на максимально коротком бою.
3. На использование спеллов очень влияет количество людей в рейде, их позиционирование и квалификация.
По настоящему умной осталось только цепное исцеление. Только этот спелл скачет в 7,0 в самую просевшую цель. Лужа, тотемы – исцеляют случайную подраненную. Шаман действительно зависит от кучности рейда, без нее нет смысла использовать два тотема и родник. Они же могут оказаться неэффективными при количестве в рейде меньшем 15-13 человек, к сожалению. Опять же чем меньше в рейде людей, тем эффективнее с точки зрения цифр бурстовый отхил. Чем грамотнее люди, тем меньше они получают ординарного избегаемого дамага, тем эффективнее использовать бурстовый отхил при механике, которую нельзя избежать. 5-ппл, рейд на 10(бг), 15 чел, 20 чел, 30 чел. нужно хилить по-разному. Отхил боя в 1 мин, 2 мину, 3 минуты или 7 минут или 30 мин – очень разное дело. Отхил фулового рейда в нормале и усаженного на фулы в мифике - отличается.
Гайды со ссылками выше пишут что использовать, иногда даже скомкано поясняют почему, но абсолютно игнорирую вопросы когда что эффективнее использовать и по какой причине. Я уверен, авторы гайдов прекрасно это знают и игнорируют типсы сознательно. Одно дело написать факт с которым никто не поспорит – такой-то талант хилит столько-то, просто используйте его (не глядя на нюансы). Другое дело написать совет – применяйте тогда-то и вот поэтому, сразу есть почва для спора. Я вот думаю, оно им надо? Лично мне просто делать нечего.
По-порядку. Базовые способности:
Быстрина – 250СП сразу 300 СП за 18 сек, стоит 1,6%БМ, 6 сек кд. На быстрину влияют: Поток (15левел тир талант). Трейт артефакта – прыжок в море.
Исцеляющий всплеск – 475СП сразу, стоит 4%БМ, 1,5 сек базовый каст
Волна исцеления – 475СП сразу, стоит 1,8%БМ, 2,5 сек базовый каст.
Тотем исцеляющего потока – 35СП в сек, стоит 2,2%БМ, 15 сек баф, 30 сек кд
Цепное исцеление - 400СП+280СП+196СП+137СП = 1013СП, 2,5 сек базовый каст, 5% БМ
Целительный ливень – 50%СП в один таргет, всего 6 таргетов, каждые 2 сек в течение 10 сек – 1500СП в базовом виде. Скалируется от хасты, т.е. 1800СП при 20% хасты.
Тотем целительного прилива – 96СП всем таргетам, каждые 2 сек в течение 10 сек – 480СП в один таргет в базовом виде. Скалируется от хасты т.е. 576СП в таргет при 20% хасты.
Приливные волны – на текущий момент: +30% хаст каста Волны исцеления либо +40% вероятность крита Исцеляющим всплеском. +65СП каждой волне либо +285СП каждому всплеску. Использовать на всплеск отхилоэффективно, на волну – маноэффективно. Если маны хватает – тратить только на всплеск. Экономия маны с использованием волны до смешного мала. Одинаковое количество маны , а именно 3%БМ, восстановят три волны и пять всплесков, при этом потратят 5,4%БМ и 20%БМ соответсвенно, За те же 6 сек независимый реген восстановит 5%БМ. Баланс таков кастуя волну мы получим +2,6% маны, кастуя всплеск – минус 12% маны и отхилим 1620СП волной и 4560СП всплеском. Либо так, либо так. Зависит от усаженности цели – если цель ниже 60% - то всплеск, выше – волна. 60% просадки здоровья - минимум для получения большего эффекта (свыше 1,2 отхила) от искусности.
Тотем духовной связи – как был так и остался -10% уменьшение дамага и перераспределение здоровья раз в 1 сек.
Упоение – манареген на текущий момент – крит волны исцеления возвращает 1% маны, всплеск, быстрина – 0,6%, цепное исцеление – 0,25%.
Таланты: 15 тир.
Пульсация – каждая третья волна или всплеск +50%. Итого +237,5СП каждому третьему или 80СП каждому касту этих спеллов.
Высвободить чары земли – кд 15 сек, 250СП отхила, баф 30% следующей быстрине, волне, всплеску или цепному. Итого + 165СП, 142,5СП, 303,9СП соответсвенно. Влияет на кажый прыжок цепнухи с приливом, в этом случае – 445СП.
Поток – 40% к нчальном эффекту быстрины – 100СП каждой быстрине. 300СП за 15 сек иначе, для тех то умет класть быстрину по кд.
Если мы спамим всплеск и волну – то Пульсация однозначный топ. И не удивляйтесь – есть люди которые так хилят. Например, 5ппл. Если за 15 секунд мы кастуем четыре всплеска или волны – то пульсация дает 320СП – больше потока, который в гайдах рекомендуют по умолчанию. Пульсация получает эффект от крита, т.е. если третий каст получится критовым то на 30% увеличится критовое значение. Поэтому с пульсацией наиболее эффективна последовательность – волна, волна, быстрина, всплеск. У всплеска при этом будет от 60% вероятности критануть, а значит пульсация даст еще около 40СП. Для полного эффекта пульсации необходимо кастануть волну и всплеск за 17 сек 6 раз. Если в это же время класть по кд быстрину и ставить два тотема, то остается всего 5 сек на другие спелы. А значит мы не сможем кастовать цепнуху и лужу. Это вполне годится и будет более эффективно в 5ппл, и при недостатке маны, в случаях когда дамаг получает одна-две цели. В соло-цель это наиболее мано-эффективный отхило-эффективной способ. Лучше только у палладина, который стоит рядом с целью. Смешно читать лока, который пишет что шаман слабо хилит соло цель.
Высвободить чары земли – да, это еще одна кнопка, еще одно кд, мало кто это любит. Но если использовать чары по кд, для цепнухи с приливом (главное, чтобы состоялись 5 прыжков) – это самый эффективный талант с точки зрения общего количества отхила в этом тире. 250+445 СП при полном эффекте, это в ДВА раза больше, чем от потока, который советуют брать по умолчанию. Однако, необходим прилив в 100 тире (он не всегда эффективен) и просаженный рейд. Годится везде где есть 5+ппл с неполным хп стоящих в 40м.
Поток – все советуют брать по умолчанию. Понятно почему – этот талант универсален. Он в любом случае даст свои 300СП с минимальным оверхилом. Оба другие таланта сильнее – но они нишевые. Не так часто нужно хилить только одну две цели, чтобы брать пульсацию, такое бывает очень редко и не годится для арены из-за киков и каста стоя. Также не всегда можно получить полный эффект от высвобождения чар, поскольку на спам цепнухи не хватает маны, да и обычно эффективнее родник. Просто нужно понимать, что это не топ-талант.
Таланты 60 тир.
Сокрушительные волны – быстрина дает два приливных волн. Без таланта быстрина дает один заряд, с талантом – два. Это для повышения отхила в соло-цель. Синергетичный талант с Пульсацией, топ в тире для той же ситуации. Сколько дает заряд приливных волн написано выше. +65СП каждой волне, +285СП каждому всплеску
Наставление предков – 2 мин кд, хилит трех ближайших подраненных (в 20 метрах!) на 20% обшего отхила в течение 10 сек. Наводнение синергетично с Тотемом целительного прилива и Перерождением, которое удваивает отхил действует дольше на 5 сек и перераспределяет отхил во все подраненные таргеты. Максимальный эффект – это 20% от удвоенного отхила тотема, родника, 1 лужи и 2 цепнух. Т.е в идеальном случае 20 просаженных ппл (576*20+300*20+1013*2)*0,2 = 3909СП. В реальности конечно меньше, даже если учитывать, что цифра может быть и в два-три раза больше, если рейд усажен до 10%-20% здоровья. На глаз я оцениваю эффект бурстового отхила от наставления в 3000СП в среднем случае. Практика показывает, что в обычно тотем прилива дает 7-8% общего отхила, в исключительных случаях 15%, значит синергетичное наставление даст до 3% общего отхила в среднем случае, 5% в исключительном.
Наводнение – дополнительный отхил цепному исцелению на 20% всем подраненным таргетам, которые стоят в луже либо находятся под быстриной. Это 202,6СП для каждой цепнухи без прилива и 296,6СП с приливом. И только в такие таргеты. Для этого таланта лужа должна лежать, а быстрина отдаваться по кд. Чтобы наводнение могло стать выгоднее наставления необходимо скастовать всего 15-20 цепнух за бой, что случается практически всегда. Талант дает в среднем +15% от общего отхила цепным исцелением. Не 20% потому, что не все таргеты подвержены эффекту. А может давать и значительно меньше, если исключена лужа или цели под быстриной не просажены. Чтобы талант дал больше 3% общего отхила, т.е. опередил среднее наставление с тотемом и родником, необходимо нахилить цепным исцелением больше 20% общего отхила. Это так почти всегда, если брать прилив и не всегда так, если брать родник.
Вывод. Сокрушительные волны – топ в своей нише, Наводнение – топ если взят прилив и идет спам цепнухи. Наставление – топ, когда короткий бой и тотем отдается в усаженный рейд или два тотема в бою больше трех минут. Выбор зависти от энкаунтера, рейда, тактики. Наставление предков сданое удачно позволит накрутить хпс, а также получит больший эффект от искусности. Наводнение даже без пр илива – более надежно в ординарной ситуации, так как держит усаженных рейдеров благодаря умному хилу все время боя. Выбор буквально – цифры или надежность.
Тир 75 тотемы.
Тотем защиты предков – иногда будет оязателен. В легионе будут механики, которые можно скипнуть смертью рейдера (а-ля кристалл на архимонде). Рес тотемом не засчитывается как бэттл рес.
Тотем земного щита – однозначный топ в этом тире. Пятую часть времени он абсорбирует 100СП от каждой атаки в каждого бойца, даже фулового. Незаменим, когда рейд получет постоянное аое любой величины. Каждый боец, стоящий в кругу тотема получит урома меньше на абсолютную величину. Зачастую, это лучше чем купом приста, мастераура или тотем уховной связи, которые снимаю процент от урона, а не абсолютную величину. В то время как тотем земного щита заабсорбит весь урон от слабого удара, обычные демпферы дамага снимут процент от него. Минусы, в том что требует кучности и плотного позиционирования. В ординарном случае дает до 10% общего отхила при средней интенсивности атак, в особо удачных случаях может показывать цифры больше тотема целительного прилива. Абсорбит от любой атаки величины. Прекрасный пример когда он необходим, последовательно рвущиеся цепи на архимонде. Обычно этот талант считается нишевым, но его ниша слишком широка – он абсорбит урон от любых атак и пригодится в любом бою. Для того, чтобы получить максимум эффекта атак должно быть много. Хотя цифры от действия тотема засчитываются в отхил, это абсорб, т.е. подушка для рейда, аналогичная тому, как в дреноре обеспечивал паладин своей искусностью. Абсорб от одной! атаки примерно равен 5% от хп шамана, для сравнения с энергией предков. Получив за 15 секунд действия тотема 7-10 ударов таргет заабсорбит до 50% здоровья от актуальных атак.
Тотем не годится в боях, где рейд не получает стабильного урона, как штурм или кормрок в цапе, спасать одного танка от пары атак тоже можно, но эффект будет необыкновенно слабый.
Энергия предков – который рекомендуют брать по умолчанию, достаточно бесполезный. Директхил рестора вешает на цель баф увеличивающий пул здоровья на 10%. На безопасность рейда это влияет слабо, скорее нужно, чтобы другие хилы могли чуть больше нахилить. Наибольший эффект получается от цепнухи с приливом, потому что бафает пять таргетов разом. Механизм таков. Если дать директ хил в фуловый таргет у таргета полное здоровье станет +10%. Если дать в раненый таргет, то пустое здоровье, которое можно отхилить станет + 10%. Т.е. станет возможным отхилить +10%, которые исчезнут через 10 сек, т.е. этот отхил пропадет впустую. Чтобы он не проспал впустую, необходимо, чтобы таргет получил +10%, эти 10% были отхилены кем-то, и таргет до спадения бафа опять получил урон. Тогда когда баф спадет, выяснится что эти выхиленные 10% приняли на себя урон. Если баф спадет до полного отхила цели, то вообще никакого эффекта. Ну побыло у таргета на некоторое время на 10% пустого здоровья больше, ну и что? Такой себе специфический абсорб. Если директ хил вливается в таргет где уже висит баф, эффект также пропадает впустую, так как количество здоровья уже увеличено на 10% неважно фуловый таргет или нет.
В ситуации, когда рейд просажен и получает постоянный урон баф бесполезен, так как пустые 10% так и остаются пустыми до спадения бафа. Даже если рейд поднимется на фул и дополнительные 10% здоровья от бафа будут захилены, не получив еще урона, это отхиленное здоровье бесполезно пропадет.
Другим хилам несомненно этот талант должен нравиться, так как им на 10% больше есть чего хилить, же если это бесполезный отхил.
При отхиле соло цели нет разницы висит этот баф на цели постоянно или отсутсвует, так как нет разницы будет здоровье скакать между 80-90 или 90-100.
Эффект этого бафа на искусность шамана составляет меньше 2% в случает апа здоровья у просаженной до 30% цели. Несущественно мало.
90 тир.
Бездонная пропасть. Упоение всегда срабатывает, когда вы лечите цель у которой меньше 60% здоровья. Как удалось установить, если все время хилить солотаргет ниже 60% здоровья, с этим талантом можно иметь положительный манабаланс постоянно. Очень удобно иногда. Но пригодится исключительно редко.
Тотем разразившегося ливня – однозначный топ талант в тире, так как половину времени увеличивает потенциальный хпс на 25%. Для максимизации эффекта используется после лужи, сразу, после чего используется родник,возможно бурст, быстрина и спам цепнухи. Ординарные цифры отхила тотема больше 10% от общего числа. Надо разводить его с тотемом земного щита, и тотемом исцеляющего потока так как тот не позволяет таргетам проседать так как они могут и снижает общий отхил.
Исцеление от тотемов исцеляющего потока и тотема прилива в тотем разразившегося ливня на насчитывается.
Эхо стихий – два заряда быстрине и тотему исцеляющего потока, также с 10% вероятностью может обнулить кд быстрины при использовании приливных волн. Взяв этот талант, мы получим 3-5 дополнительных быстрин за бой и один лишний тотем потока. Что в лучшем случае составляет 3275СП за весь бой. В разы меньше чем от тотема разлившегося ливня. Зато это увеличивает дамаг рестора, давая второй заряд выброса лавы и удваивает отхил после длительного простоя, например на каче или после беготни на бг. Для рейдов не годится.
10 тир.
Перерождение – в течение 15 секунд дублируется отхил, распределяясь между всеми бойцами. Исключительный бурст отхил. Синергетичен с тотемом прилива и наставлением предков. Все точно так же, короткий бой, бой на два исключительных сейва. Удвоение от тотема прилива, родника, лужи испама цепнухи даст цифры в просаженный рейд от 10000СП. 20К за два захила.
Родник – каждые 20 сек, 300СП в одну цель. Топ талант для регулярного отхила просевшего рейда, тем эффективнее, чем больше в рейде людей и чем сильнее просажен рейд.
Родник дает 300СП в каждую цель – это чуть меньше 10% от хп рейдеров для ресторов 700+, без учета искусности, с искусностью цифры существенно увеличиваются (на большиепроценты). Для сравнения Тотем прилива – наш главный сейв, дает за 10 сек 480СП каждому. А тут мы имеем половину от этого каждые 20 сек! Если весь рейд имеет меньше 10% и вы правильно стоите, то родник в 20ппл выдаст 6000К – это его верхняя планка (без иск.). Т.е. нужно 13 раз скастовать цепнуху с приливом, чтобы прилив мог показать аналогичную цифру. 484СП*13=6292СП. За 20 сек кд родника, можно скастовать именно 13 цепнух по 1,5сек, если забить на все дргуие спеллы, т.е. спамить. Что в реальности приводит к потере хпс.
Прилив - Цифры просты: цепнуха с приливом хилит примерно на 50% больше цепнухи без прилива. Т.е. если обычная цепнуха хилит 100К, то прилив добавит 50К. Если быть точным, без учета искусности:
Цепнуха без прилива - 400СП+280СП+196СП+137СП= 1013СП
Цепнух с приливом – 400СП + 340СП+289СП+246СП+209СП= 1484СП
Для того, чтобы понять что было бы лучше именно для вас и вашего рейда - взять поток или родник - проверьте в своем логе соотношение отхила родника и цепнухи без прилива. Если родник вам нахилил существенно меньше 1/3 от общего отхила цепнухи, то имело смысл брать прилив. Может кто-то не умеет отдавать по кд в просевший рейд, или рейд не проседает или позиционирование такое, что он мажет мимо рейда, что угодно может быть.
Лично у меня меньше 10% общего отхила родник давал только на штурме, закуне и манороте. Потому что рейд не получал настолько дамага, чтобы отдавать его по кд. Естественно, зависит от того как рейд получает дамаг и как отдавать родник. Его нужно отдавать после тотема ливня и в просевший рейд, что требует позиционирования.
Естественно, в реальности и шаман не может стоять самым задним – обычно дальше всех тусуются ханты/маги, и в рейде не все просевшие. Т.е чаще всего родник апает не весь рейд. Но и цепнуха с приливом не всегда прыгает в пять целей. Также нужно учесть, что Цепнуха с талантом 6 тира может дать некоторым целям на на 20% больше отхила.
Еще Родник сразу апает Тотем разразившгося дождя, 25% от 6000К – 1500СП сразу (верхняя планка), если кастовать родник после этого тотема. Он стоит 15 сек, если спамить цепнуху в это время забив на более эффективные спеллы, то можно залить в него всего 1484 СП от прилива. При этом, скастовав родник, плюс 30% родника в тотем можно залить сырых 980СП от обычной цепнухи. Т.е. в этот тотем с родником заливается в 2 раза больше потенциального отхила. Учитывая, что за время стояния тотема нужно будет дважды прокастовать лужу (более эффективную, чем цепнуха) то реальная разница залива в тотем в три-четыре раза в пользу родника.
Есть еще основная абилка артефакта рестора – Дар Королевы – хилит 400СП шестерых союзников в радиусе 12 метров итого 2400СП, достаточно чтобы жать по кд в любом бою после того как станет тотем разлившегося дождя.
Итого есть несколько манер хилить для шамана со своими приоритетами в спеллах и талантах.
1-2 цели все время проседают в небольшой группе (5ппл инсты, бг). – два тотема, быстрина, волна и всплеск плюс дар королевы.
Небольшой рейд, слабопроседающий рейд, рейды небольшой сложности, проблемы с маной – основной отхил цепнухой с приливом и регеном маны простоем. Игнор, возможно, лужи для манаконсерва.
Большой рейд, проседающий рейд, недоодетый рейд, рейд большой сложности- максимизация отхила под тотем разливающегося дождя чередуемого с тотемом земного щита двумя способами: либо (для длинных боев с манаконсервом, за счет игнора цепнухи) с родником, лужей и быстриной+поток по кд, либо (для коротких с манасливом) ординарной цепнухой с высвобождением и бурстовым отхилом прилив+перерожние+наставление.