Ага, подведем итог. Все то, что ты перечислил - действительно плохо. Не вообще плохо, а плохо для РПГ.
Вот только ты забыл добавить, что все это плохо для солоCRPG. А для MMORPG - это просто QoL.
Вот скажи мне, бро, много РПГшности в том, чтобы ТПшиться в столицу, переться к тренеру, респекаться, потом прыгать обратно в рейд? Это ровно тоже самое, что сменить спек в рейде. Разница только в том, что сменить спек - это 10 сек, а гонять в столицу, респекаться и прочая - это 5 минут.
Или про спеки. Обожемой, были у варов специализации на оружии, которые влияли на геймплей чуть более, чем никак (хотя помню двуручные дубины станили, что особо ценилось в ПвП). Выпала другая пуха - зашел, респекнулся. Охрененное РПГ. Равно как и скилл владения оружием, выпала новая пуха, владение которой не качал - вперед кабанчиков нагибать, качать скилл (а кастерам он было ВНЕЗАПНО вообще не нужен).
Все это фактически сводилось к тому, что для того, чтобы играть ты должен был заниматься в игре какой-то откровенной мудистикой, которая никак не была связана с основной деятельностью (данжи/рейды/ПвП/фарм) и существовала только для того, чтобы ты ей занимался. И в дальнейшем эти искусственные барьеры просто повыпиливали нахер.