Если обновление "Конец вечности" — это ответ Blizzard на все вопросы, которыми мы задавались в течение дополнения Shadowlands, то теперь самое время всерьёз обеспокоиться будущим World of Warcraft.
Ладно, ладно, возможно, я немного преувеличиваю, потому что время беспокоиться наступило, скорее, месяцев семь назад, но и сейчас мы не можем отказаться от констатации очевидного факта: у игры настоящие неприятности. Не так давно мы получили грандиозный сияющий анонс следующего обновления, и реакция сообщества, с которой я встретился, по большей части заключалась в усталом вздохе: "скажите уже, когда оно выйдет".
Blizzard, как обычно, довольно похлопали самих себя по плечу этим видео. Они снова преподнесли нам иллюзию лучшего будущего, но эта иллюзия больше не работает, и сообщество всё меньше хочет платить за неё и всё больше раздражается, что разработчики ждут от них именно этого — монетизированного одобрения. И ничего другого нам предлагают. Абсолютно обескураживающе.
Тем не менее, давайте ненадолго заглянем в прошлое. Почему реакция на "Конец вечности" (следующее обновление дополнения Shadowlands, если вы только что проснулись) в целом такая вялая? В конце концов, игроки жаловались на недостаток контента в Тёмных Землях, и вот, посмотрите-ка, контент. Ну что ещё этим игрокам нужно, да?
Увидеть, что наши отзывы были услышаны и восприняты всерьёз. Это видео не оставляет такого ощущения.
Рассмотрим простой пример, чтобы подтвердить наш тезис. Мы уже знаем, что в этом обновлении нам предстоит расшифровать язык автомов, не-совсем-роботов, у которых не-совсем-роботизированные имена, и это уже слишком замороченно. (И да, я каждый раз хочу написать "автомат", но это не имя, так что давайте не придираться.) Их язык — музыкальный и рунический, и если принять все обещания разработчиков за чистую монету, это и правда может быть новым и любопытным опытом.
И тут, конечно, мы начинаем осознавать, что загадочный язык почти наверняка будет обязательным пропуском в весь остальной контент: что-то вроде уровня известности и других систем Blizzard, просто в новой обёртке. И в этом момент почти буквально можно ощутить, как восторг, вызванный появлением чего-то нового, исчезает, словно гелий из проткнутого воздушного шарика, оставляя после себя только сожаление и бесполезный кусок резины.
Очевидно, пока у нас нет гарантий. Я ещё не познакомился с Зерет Мортисом, и я никому не отказываю в вере в благоразумие Blizzard. В самых оптимистичных мечтах многие надеятся, что разработчики не станут запирать нас в ту же клетку, прутья которой мы безуспешно гнём с самого начала Shadowlands. Но есть ли у нас причина для подобной веры? Это, конечно, личный выбор каждого. Вера — слишком тонкая материя.
И Blizzard очень её не хватает в последнее время.
Да, надежда на лучшее — это замечательно, но если посмотреть на ситуацию трезво, то прогнозы неутешительны: у нас нет оснований считать, что Blizzard прислушаются к нам и оставят в стороне то, что вызывает негативную реакцию сообщества. И судя по отзывам, которые я слышу, большинство игроков не питают иллюзий на этот счёт.
Ситуация вызывала бы куда меньше негатива, если бы разработчики честно заявили об этом в своей презентации, но то, что мы увидели, опять-таки, было похоже на сеанс самолюбования, а не на серьёзную заявку. Мы больше слышали о том, какая в Зерет Мортисе удивительная вода, по которой можно ходить, и какие удивительные летающие камни, которых мы как будто бы никогда не видели раньше. Ни слова о предстоящем геймплее и значимости этой главы истории для саги, которая началась ещё в Warcraft III.
Нет. Так не пойдёт. Это вообще выглядит оскорбительным для аудитории.
Причин оскорбиться у нас несколько. Во-первых, мы уже прожили дополнение, заканчивающее всю эту историю. Игра Warcraft III была сосредоточена на космологии Пылающего Легиона, который представлял угрозу для всего сущего на Азероте, и мы получили дополнение Legion, в котором раз и навсегда покончили с этой угрозой. В этом дополнении мы даже узнали судьбу нескольких главных персонажей из Warcraft III, и эта глава казалась заключительной. Мы одержали победу. Мы дописали историю Азерота. И это случилось несколько лет назад.
Во-вторых, Blizzard пытаются начать повествование заново, но почему-то используют для этого всё, что вызывает отторжение у сообщества (и об этом было сказано не раз и не два, и некоторые гневные обсуждения на форумах превратились в статьи с подробным разбором проблем, которые сложно игнорировать). В Shadowlands мы видим грандиозный финал сюжета, который никогда не был рассказан — это финал для кого-то, кого мы никогда не встречали прежде, о ком не говорили и о чьём появлении даже не беспокоились.
Кто-то отлично резюмировал всю историю Тюремщика и Тёмных Земель в целом: "мы спешим остановить кого-то, кого мы не знаем, чтобы он не сделал что-то, чего мы не понимаем по причинам, которые нам не озвучили, в месте, с которым мы не знакомы, ради ставок, которые не ясны". Попытка внушить нам, что победа над Тюремщиком — это кульминация сюжетной линии, которой он был представлен... Ну, не знаю, в Blizzard считают, что мы не очень умные и не понимаем, как выглядит нормальное повествование?
Да, это всё, что мы получили вместо презентации нового геймплея.
В этом и заключается проблема: тон Blizzard нисколько не изменился. Предварительное знакомство с Концом вечности демонстрирует это предельно чётко. Это не выглядело как презентация компании, признавшей свои ошибки, и готовой пойти навстречу игрокам и вернуть свою аудиторию; это выглядело как презентация компании, решившей, что если она будет вести себя так, будто ничего не случилось, все с ней согласятся и закроют глаза.
И это, по-моему, самая проклятая часть всей ситуации. Я не говорю, что всерьёз ожидал заметной смены курса разработчиков прямо в середине дополнения — нет, это просто несбыточная мечта. Когда Blizzard еле-еле наскребают новый контент для выпуска обновлений, никто не ожидает, что они объявят, что дополнение Shadowlands отменено или заменено на Дополнение-которое-все-ожидали. Но было что-то, что Blizzard могли сделать в любой день — начать отвечать на вопросы сообщества и реагировать на отзывы, потому что мы не видим никакого положительного движения в вопросе общения разработчиков с сообществом.
И что в итоге? Рассказы о том, как всё происходящее обретёт смысл, когда мы доберёмся до конца сюжета и увидим историю целиком. Различные интервью рассредоточенно проливают свет на некоторые аспекты грядущего обновления, но чёткую связь между этими аспектами невозможно проследить. О связи разработчиков с сообществом игроков я (и не только я) говорил уже не раз... Мы снова и снова получаем ту же самую неразбериху, наполовину сырую и преподнесённую нам без всякого стыда и сожаления, без "нам жаль, что мы очень задерживаем обновления", и даже без признания, что, возможно, они вообще чрезмерно сократили историю.
Иными словами, Blizzard демонстрирует нам новые комплекты брони с тем же самым высокомерием и самодовольством, которые привели World of Warcraft к текущему положению дел в первую очередь. Конечно, ведь красивый костюмчик — единственное, что имеет значение и для игры, и для самих игроков.
Поэтому вывод неутешителен: если вы любите World of Warcraft, то пора начать беспокоиться о его будущем. Потому что если обновление 9.2 — это результат работы Blizzard с отзывами сообщества, то они, похоже, совсем не понимают, чего от них ожидают.