Несколько недель назад Дин Такахеши
побеседовал с генеральным директором Activision Бобби Котиком. Он рассказал о начале своей карьеры, вызовах, которые бросает современный мир игровой индустрии, о своём подходе к управлению. Мы подготовили пересказ этого интервью.
Первые шагиБобби начал увлекаться играми во время учёбы в колледже. У его соседа по комнате была приставка
Apple II, в которую Бобби играл по ночам, пока его сосед работал. Его любимым жанром были аркадные игры.
Также во время учёбы Бобби основал свою первую компанию Arktronics, которая, однако, занималась не играми, а разработкой и продажей программного обеспечения для Apple II.
Поработав разработчиком Бобби решил что хочет большего контроля за своей судьбой, чего карьера разработчика дать не могла. Поэтому он решил заняться издательским делом.
Большое влияние на Бобби оказала презентация компьютеров семейства
Amiga, графические и звуковые возможности которого были на тот момент буквально прорывными. Тогда же стало зарождаться 3D-моделирование, и он понял, что это сулит огромные перспективы для рынка компьютерных игр.
Бобби переключился на разработку программного обеспечения связанного с играми и графикой для Amiga. Т.к. Бобби продолжал уделять внимание играм, он был прекрасно знаком с Activision, и они могли стать для него пропуском к лицензии, которая бы позволила делать игры для Nintendo. Однако, когда он попытался связаться с ними, чтобы начать сотрудничество, генеральный директор Activision даже не отвечал на его звонки.
После кризиса игровой индустрии в 1983 Activision находилась в трудном финансовом положении и даже пыталась сместить фокус на разработку программного обеспечения для бизнеса. Бобби уговорил нескольких инвесторов выкупить бренд Activision и спасти её от банкротства. Он купил 25% акций, что обошлось ему в 400'000$, и в его руках оказался самый крупный пакет акций. Он продолжил свои попытки связаться с руководством Activision, и в конце концов им пришлось уступить, учитывая его новый статус.
На встрече он сказал:
У вас есть права на многие крутые франшизы. Почему вы забросили Pitfall, River Raid!, Kaboom!? Вы владеете Infocom. Почему вы не выпускаете текстовые квесты, подобные Zork с графикой? Вы владеете Sierra, почему вы не делаете игры подобные King's quest и Red baron?
Однако, у руководства не было большого желания работать с играми. Поэтому Бобби убедил совет директоров Activision, что станет лучшим руководителем, чем нынешний; так он стал генеральным директором (CEO).
Однако, хоть руководство оказалось в его руках, компания была на грани банкротства:
Мы в буквальном смысле собирали банки из-под газировки и сдавали их, потому что нам нужны были деньги. Однако, среди нас были настоящие энтузиасты, которые хотели делать игры, подобные шедеврам на Atari, делать новые текстовые квесты.
Затем Бобби поделился секретом своего долгожительства в качестве генерального директора:
Думаю, что основой всему является страсть, увлечение – ты должен по настоящему любить то, чем ты занимаешься и сотрудников, которые на тебя работают.
Управление компаниейЗа 30 лет, что Бобби находится во главе компании, штат разросся с 60 человек до 10'000. Поэтому, он считает важным создать атмосферу, в которой люди смогут творить и раскрывать свой потенциал, ведь в ручную руководить работой такого коллектива просто невозможно.
Самым важным в своей работы он считает: находить талантливых людей, создавать для них идеальные условия, вознаграждать за труд. Всё это не так просто как кажется, и со временем методы, которые позволят достичь этих целей меняются. Дополнительно это осложняется тем, что на рынке огромная конкуренция, и чтобы сохранить лучших творцов – нужно предложить им лучшие условия.
Также он отметил, что за все эти годы сильно изменились условия, в которых существует игровая индустрия. Раньше, приставки и компьютеры были очень дорогим удовольствием, поэтому приходилось ориентироваться только на страны с сильной экономикой, тогда как сейчас домашний компьютер является обычным делом почти для каждой семьи. А в последнее время существенное влияние на рынок игр оказывают мобильные телефоны, ведь у многих людей, у которых нет ни компьютера, ни консоли есть телефон и они и могут, и играют с телефона.
Иногда условия меняются внезапно, как это было в прошлом году с началом пандемии. Пришлось думать и как организовать работу разработчиков, и как быть с киберспортивными мероприятиями и их трансляциями, и о многих других мелочах. Из-за перевода трансляций в онлайн режим, некоторые команды стали проводить трансляции сами, в результате чего люди ответственные за это направление лишились работы. Для них старались найти другие подходящие вакансии или отправить их на переподготовку, чтобы они смогли трудиться в других отделах.
Call of dutyГоворя о поддержании и развитии франшиз, Бобби отметил, что очень редко можно узнать от игроков, чего они хотят; скорее можно узнать, чего они не хотят; поэтому, очень важно прислушиваться к игрокам, особенно с учётом того как много времени они проводят в игре.
Перевод Call of duty на модель free-to-play был как раз таким решением: многие игроки хотели попробовать поиграть в таком режиме, ведь сама идея игры опирается на то, что в каждом из нас скрывается воин; и игра даёт этому воину шанс проявить себя. Более того, чем больше людей будут играть в игру, тем богаче будет сама игра и более здоровым и сплочённым будет сообщество. Игры, на которые опирались главы студии при принятии решении о переводе Call of duty на free-to-play модель – Hearthstone и Fortnite. Они чётко показали, что такая модель распространения вполне жизнеспособна.
Подход к разнообразию и инклюзивности среди сотрудниковАудитория Activision насчитывает десятки миллионов человек по всему миру. Чтобы понимать и удовлетворять потребности каждого крайне необходимо, чтобы штат компании отличался таким же разнообразием: чтобы было представлено как можно больше национальностей, этносов культур и религий. Более того, как ни удивительно это может прозвучать, примерно 50% аудитории Activision составляют женщины, поэтому крайне важно иметь женщин в составе правления компании (высшие руководящие должности в Activision занимают 4 женщины).
После покупки King в 2015 году Activision не проводила слияния или новые крупные покупки, однако, у компании есть 10 миллиардов долларов наличными и ещё 70 в виде различных активов. Поэтому как только компания найдёт что-то подходящее, она вполне может совершить покупку.
Направление связанное с ретро-играми довольно естественно для компании, т.к. в её распоряжении сотни игр, берущих начало в 80-х годах. В каких-то случаях это могут быть ремастеры, в каких-то случаях современное переосмысление, как например, перевыпуск Pitfall в 1995 году. Подобные проекты могут привлечь как ностальгирующую аудиторию, так и новых игроков. При этом компания может позволить себе не выпускать игры, пока они не будут доведены до совершенства.
В конце Бобби отметил, что многие люди стараются сформировать о себе определённое представление в медиа; он же, в отличие от них, не ведёт активную публичную жизнь, а предпочитает фокусироваться на работе. Он считает, что нельзя находится во главе компании 30 лет, если в тебе нет энтузиазма и искреннего желания что-то улучшать в ней и совершенствовать, бросать новые вызовы и открывать новые горизонты.
Я считаю, что мне очень повезло, что я могу заниматься любимым делом и быть окружённым таким прекрасными людьми.