Да вы рофлите чтоли? Мета была со времен ванилы, просто WoW был не столь изучен и разобран, как сейчас. Мету раздула опять-таки массовость. Стримлеры, летсплейщики, контент-хзпоймичемейкеры и прочая нечисть обсасывает эти вопросы и даже просто васян начинает задумываться. Плюс огромное обилие информации об игре. Вот и результат.
Про ключи и мету отдельный разговор. Ключи это соревновательный контент с таймером, без автосборов. Ключи ломаются и дают меньше лута при провале. Естественно, что собирающий ключ будет максить требования, чтобы закрыть свой ключ. Если бы не было таймера и различия в луте при провале, всем было бы пофигу. В эпохи 0 чет не ищут мету, да и в пугорейды.
Про баланс классов. А в этом сами близы виноваты. В ваниле был базовй темплейт игрока + бонусы от экипировки + таланты. Таланты в основном давали +х% к чему-то. И то были, по уверениям комьюнити, скучные. Сейчас из-за дурацких доп.систем развития понакручено просто невероятное количество взаимодействий и усилений. Так уже было, когда общий ап урона на 5% вызывал просто космический буст урона в определенных моментах. И в этом всем виноваты артефакты, шеи, азеритки, эссенции, медиумы, легендарки.