Что ж, пришло время завершающей статьи по вопросам Дренора. Надеюсь, для кого-то они помогли прояснить моменты истории этого весьма короткого, а потому насыщенного аддона. Слишком многое необходимо было в него вместить, а потому слишком многое осталось на откуп игрокам и читателям – так называемому имхолору.
В связи с тем, что в этой статье, в отличие от предыдущих, где я волей-невоей затрагивал вопросы, которые могли быть неизвестны широкому зрителю, я буду описывать события, либо происходящие у всех на глазах, либо готовящиеся произойти. Отсюда, основным аспектом данного текста будут как раз личные рассуждения и попытка взглянуть на события чуть глубже. Как водится, эти интерпретации не противоречат и не расходятся с имеющимися фактами, однако, в связи с тем, что это лишь интерпретации, в будущем все может измениться. Повторюсь, это не будет означать, что Близзард изменили историю, это будет означать, что имевшаяся трактовка (если кому угодно, имхолор – многие воспринимают это как ругательство, не понимая смысла) устарела.
Итак, поехали.
Первым окошком в историю будущего аддона стал мини-сериал Владыки Войны. В этой серии рисованных видеороликов Вариан Ринн, король Штормграда и негласный лидер Альянса, решал, как же ему поступить с внезапно активировавшимся порталом и хлынувшими оттуда орками. На помощь королю пришел его старый знакомый – Воздаятель Мараад, известный герой кампаний Нордскола и Катаклизма, во многом решивший исход этих войн. Мараад в роликах рассказывает историю четырех вождей Дренора: легендарных Каргата, Громмаша, Дуротана и Килрогга, - а также приоткрывает тайну своего участия в событиях войны орков и дренеев.
У многих, просмотревших эти ролики, сразу возникло несколько недоуменных вопросов: что это за Мараад такой, зачем Близзард его приплели к аддону? Натуральный он, или из этих, понаприбывших из-за портала? Если из «наших», то, что за истории он рассказывает? Почему Каргат отрубает себе руку противоестественным способом? Почему Громмаш сражается против империи огров? Почему глаза у Дуротана голубые? И почему во время сцены смерти Килрогга, он видит знамена современных Альянса и Орды, хотя он был убит за добрую дюжину лет до становления Альянса Штормграда и основания Новой Орды Трала. И, наконец, почему же мы не видим альтернативного Мараада на Дреноре?
Вопросов много, тема животрепещущая, начнем по порядку.
Мараад – это далеко не новый персонаж. Собственно говоря, Мараад «родился» из ролика к первому аддону ВоВ: The Burning Crusade. В оригинальной вселенной Мараад, чудом выживший после событий падения Шаттрата, ушел в отшельники, поклявшись найти свою сестру, что была захвачена в плен колдунами Гул’Дана. Сестру живой он найти так и не сумел, однако узнал, что в ходе экспериментов Гул’Дана она родила дочь, которую назвали Гароной.
В погоне за Гароной Мараад и прибывает в Азерот во время событий The Burning Crusade. Быстро проникнувшись симпатией к Альянсу, Мараад присоединяется к армии Штормграда и исполняет свой долг в ледяных пустошах Нордскола, возвращаясь одним из героев, победивших Короля Лича.
В это время воздаятелю становится известно, что работа двигателей Экзодара (межпространственного корабля дренеев, на котором часть из них прибыла в Азерот) была восстановлена, а потому голубокожие существа могут отправиться отвоевывать у демонов Аргус. Узнать насколько горстка дренеев была на тот момент способна противостоять Пылающему Легиону, нам было не суждено – Мараад и Велен, вновь проникнувшись чувством высшего долга (а Велен еще и зубодробительным видением, где Андуин Ринн ведет Армию Света в атаку на демонов), решают помочь жителям Азерота с разразившимся Катаклизмом.
Во время событий Пандарии Мараад несколько затерялся на фоне более колоритных персонажей, однако, узнав о возвращении Орды орков, да притом в ее первозданном виде, старый командир решает предостеречь Альянс о надвигающейся угрозе, а также возглавить карательную экспедицию. Именно это мы и видим в роликах.
Существует легенда, что Марааду, кроме всего прочего, удалось встретиться со своей племянницей - Гароной и даже познакомиться с ее уже весьма подросшим сыном Мед’аном, который с помощью Мараада сумел обрести силы нового Хранителя Азерота и спасти мир, разрушив планы К’Туна и Чо’Гала. Однако помимо комикса, в котором эти события описывались, они подтверждения нигде не обрели, в связи с чем относятся к ним с некоторой настороженностью.
Таким образом, Мараад – персонаж не новый, появился не из ниоткуда, а бережно выращивался компанией Близзард еще со времен Вотлк.
К вопросу о том, «чей он»: Мараад, конечно же, наш. То, что Мараад описывал, действительно происходило в оригинальном временном потоке.
Нам действительно было известно из описания Журнала Подземелий (и краткой справки к Варкрафт II), что Каргат отрубил себе руку (а позже и вторую), что стало символом целеустремленности и силы воли для воинов его клана. Да, ранее мы интерпретировали это деяние Каргата как сугубо добровольное, имевшее цель показать свою удаль. Интерпретация была несколько шаткой, ибо выходило, что клан получил свое название еще до этого поступка Каргата, из-за чего было непонятно, почему же его так назвали. Во Владыках Войны Близзард развили эту историю, позволив ей обрести плоть и стать вполне логичной.
Империя Огров, как я уже писал ранее, действительно существовала и в «нашем» Дреноре. Только в отличие от Империи Огров Дренора альтернативного, она уже не имела той силы. Ни в рассказе о Каргате, ни в рассказе о Громмаше мы не видели чародеев огров – да, огры были свирепы, да, они были сильны, но Каргат и Громмаш рассеивают их основные силы, сделав их в нашей реальности лишь объектами насмешек и охотничьих вылазок.
Если в альтернативном Дреноре мы наблюдали начало заката Империи (вернее, ее части – Верховного Молота), то в нашей реальности она в силу объективных причин на известных нам материках Дренора исчезла полностью (об этом мы рассуждали в предыдущих частях).
По поводу же глаз Дуротана и видений Килрогга все чуточку сложнее.
Нет никаких оснований полагать, что это ляп мультипликаторов – например, глаза молодого Дуротана во время его боя явно карие, как и при описании в Восхождении Орды. Однако в финальном кадре, когда он уже в роли вождя вглядывается вдаль, они блестят голубым.
С Килроггом также не все так просто: помимо главного вопроса «а откуда вообще кто-либо знал, что Килрогг видел в своем видении», существует и гораздо более тонкий. Представим на секунду, что Килрогг в ролике действительно альтернативный, но тогда как он мог видеть в своем видении армии современных Альянса и Орды, если их появление не было предначертано – оно явилось следствием изменения Кайрозом естественного течения времени, а следовательно, Килрогг, проведший ритуал за многие годы до появления Гарроша и бронзового дракона, эти изменения видеть не должен был.
Ответ на самом деле достаточно прост: а все дело в том, что Мараад не рассказывал ни о цвете глаз Дуротана, ни о содержании видения Килрогга. То, что Мараад рассказывал – мы слышим за кадром, а происхождение визуального ряда – неизвестно.
Картинка роликов вполне может быть смесью двух достаточно распространенных в голливудском кинематографе приемов. Первый: субъективное восприятие: мы видим мир глазами главного героя. Не то, что происходит на самом деле, а то, что видит главный герой. Главным героем роликов является Вариан Ринн: именно его мы видим первым, именно его мы видим последним, именно он принимает конечное решение, и именно его глазами мы большую часть времени видим не скетчевый, а CGI-ый мир.
Соответственно, то, что показано в роликах – это его личное восприятие рассказа Мараада, то, как он «видит» события тех дней: истощенный Громмаш, едва шевелящийся на иссохшем дереве, Дуротан с горящими кровавым огнем безумия глазами, Каргат, ломающий ноготь о кусок камня, Килрогг, проводящий священный ритуал, - все это не документальная съемка, а лишь интерпретация слов Мараада, причем, не всегда точная. Отсюда едва живой Громмаш, убивает пышущего здоровьем императора огров, а затем вырезает охрану и в составе отряда орков разметывает лагерь своих захватчиков. Отсюда же Каргат, находясь еще в подземельях Верховного Молота, истекающий кровью, рискующий что вот-вот появится охрана, предлагает своим будущим соклановцам увечить себя, снижая шансы на побег, отсюда же и Килрогг, стоящий на коленях перед войсками Альянса и Орды – как в обрывках легенд, что дошли до Вариана, о его бое с Данатом Троллебоем во времена первой экспедиции на Дренор.
Второй прием – это слияние реальностей. Несмотря на то, что Мараад рассказывает историю оригинальных вождей, она едина и для вождей альтернативных, из-за чего картинка плавно перетекает от визуализации оригинальных персонажей к персонажам альтернативным. Поэтому Дуротан, что в начале ролика был кареглазым, в конце становится голубоглазым, потому и Килрогг, Каргат и Громмаш с течением хода времени в ролике приобретают облик своих альтернативных собратьев.
Наконец, последний вопрос насчет личности Мараада: куда же делся его альтернативный собрат – он ведь к этому времени должен был родиться!
Ответ на самом деле весьма прост: он мог и не родиться, как это не сделал альтернативный Гаррош. Более того, он мог уже действительно родиться и умереть во время долгих странствий дренеев – дренеи живут очень долго, Велен, помнящий Исход с Аргуса, состоявшийся 25 тысяч лет назад – не исключение: командир стражи Телмора Ресталаан точно так же помнит эти события. Так и Марааду на начало событий войны с орками могло уже исполниться несколько тысячелетий, а потому, в альтернативном мире он за эти тысячелетия мог не раз героически погибнуть.
Многим непонятными остались наши действия у портала. Почему же вылазка называлась миссией самоубийц, если спустя считанные часы после не только закрытия, но и уничтожения портала, Кадгар без проблем открывает новые порталы в Штормград и Оргриммар? Ради чего наши силы решили обосноваться на Дреноре, если портал разрушен, а стало быть, пускай орки живут, как хотят? Почему нельзя было разрушить портал с нашей стороны и зачем пришлось штурмом брать все твердыни орков?
Остановимся на этих моментах поподробнее.
Кадгар, в отличие от многих игроков, уже около четверти века знаком с понятиями брешей между мирами. Многие читатели любопытным образом пришли к выводу, что теорию брешей изобрел лично я, что мне несказанно польстило, но нет. Более двадцати пяти лет назад Кадгар во главе объединенной армии Альянса уже уничтожал портал орков со стороны Азерота. И это ни к чему хорошему не привело: уже спустя несколько месяцев Нер’Зул на этот раз без помощи Медива и высших сил сумел открыть портал снова. Тогда же Кадгар и осознал: закрыть портал навсегда можно лишь со стороны Дренора, затянув брешь между мирами.
Для этого была собрана экспедиция на Дренор, во главе которой стояли Кадгар, Туралион, Аллерия, Курдран и Данат Троллебой (герои, чьи статуи и по сей день можно увидеть перед воротами Штормграда).
Брешь Кадгар закрыть в конце концов смог, отрезав себе и своим друзьям дорогу домой, правда, не навсегда, как он справедливо полагал, а чуть менее, чем на двадцать лет.
Многие задаются вопросом: а как же тогда в Запределье попали Иллидан и Принц Кель’Тас, если брешь была затянута? Вопрос весьма спорный, однако, судя по всему, новую брешь в разрушенный Дренор пробил Кел’Тузед, воспользовавшись дневником Медива. Через эту брешь и открытые порталы демоны Архимонда и начали вторжение, через нее же попытался скрыться Иллидан, а затем и его соратники.
Вероятно, с помощью этой же бреши спустя пять лет открыл «зеленый портал» и лорд Каззак, что и ознаменовало начало кампании в Запределье.
Таким образом, Кадгар, считавший себя экспертом в закрытии порталов и затягиванию брешей, разрабатывает план, согласно которому он вместе с отрядом добровольцев проходит сквозь портал, завязывает бой с силами Железной Орды и, пока добровольцы отвлекают противников, затягивает брешь. План имел шансы на успех, а вот шансов выжить в отрезанном от любой дружественной помощи и абсолютно враждебном мире, у Кадгара и его отряда не было никаких – это был билет в один конец.
Но все пошло не так. Самоуверенность Кадгара оправдалась лишь отчасти. Он действительно сумел связать боем силы Орды, действительно сумел закрыть и разрушить портал, но вот затянуть брешь ему не удалось. К сожалению архимага брешь имела другую природу – была не только межпространственной, но и межвременной, а такие бреши ему закрывать не доводилось.
В связи с этим Кадгар принимает решение: необходимо найти Кайроза и Видения Времени – только лишь с помощью изучения артефакта и знаний бронзового дракона, можно справиться с новым порталом. Кроме того, Кадгара несколько удивило поведение Гул’Дана, который, судя по всему знал слишком многое и обладал силами, которыми по памяти архимага обладать не должен был. Гул’дана для обеспечения спокойствия на Дреноре, Азероте и других мирах, требовалось найти и обезвредить.
Для осуществления всего этого Кадгаром было принято решение начать полноценную экспансию на альтернативном Дреноре. Руководство экспедицией переходило в руки нескольких генералов, которым было приказано построить многочисленные гарнизоны (помимо нас как минимум один из гарнизонов был построен Адмиралом Тейлором) на территории Дренора. Кроме того, маги Кирин-Тора на окраине лесов Зангара возвели магическую башню, откуда могли во главе с Кадгаром проводить исследования магии Дренора.
Поиски Кайроза ни к чему не привели – дракон оказался давно мертв, артефакт – утрачен и, вероятно, захвачен руководством Железной Орды. Гул’Дан, оправившись от первоначального шока (когда Громмаш уничтожил Маннорота), используя магические силы Дренора, сумел исчезнуть из поля зрения Кадгара.
Как итог: для дальнейшего исполнения плана потребовалось завладеть рунными камнями огров, скрижалями стихий клана Черной Горы и фолиантами колдунов Гул’Дана в Цитадели Адского Пламени, что мы и делали на протяжении аддона.
У многих игроков законное недопонимание вызывает та легкость, с которой мы справились с некогда непобедимой Ордой. Действительно, ведь чуть менее тридцати лет назад Первая Орда лавиной пронеслась по королевствам Азерота, сметая все на своем пути, и лишь предательство Гул’Дана и несколько гипертрофированное чувство справедливости Оргрима позволили Альянсу выжить.
В альтернативном же Дреноре удача явно на нашей стороне. Мы планомерно побеждаем любые угрозы, отвоевывая локацию за локацией, убивая вождя за вождем и сминая сопротивление всех твердынь. В чем же дело? Почему Железная Орда оказалась вдруг настолько мягкотелой?
На то есть на самом деле несколько причин.
Во-первых, многие неверно оценивают численность контингента Альянса Штормграда и Орды Вол’Джина, принимавшего участие в боях за альтернативный Дренор.
Кучка добровольцев, штурмующая Темный Портал – лишь малая часть экспедиции на Дренор. И то, стоит понимать, что кучка – она на экране монитора, игровой механикой число действующих лиц всегда принижается, в «реальности» на миссию самоубийц Кадгар должен был взять не менее пары сотен бойцов, что уже немало.
Однако помимо нашей диверсионной группы, уже спустя несколько часов, вместе с строительством гарнизона, мы получаем подкрепление в еще несколько сотен бойцов, из которых сотню-полторы в качестве оперативного резерва можем вызывать в любую точку Хребта Ледяного Огня или Долины Призрачной Луны. По мере строительства гарнизона и аванпостов в зонах Дренора. мы получаем все больше и больше войск, а к началу штурма Верховного Молота в Дренор уже прибывают командиры экспедиционных войск Альянса и Орды – Мурадин Бронзобород и Варок Саурфанг, символизируя этим, что в бой брошены лучшие силы.
Легко прикинуть, что через «нестабильные» порталы Кадгара в общей сложности прошло не менее нескольких тысяч бойцов с каждой стороны. Кроме того, в расчет стоит принимать силы дренеев и Северных Волков, что в полном составе перешли на сторону Альянса и Орды соответственно.
Иными словами, объединенные силы «сопротивления» могли предоставить командиру в совокупности никак не меньше полутора-двух десятков тысяч хорошо вооруженных, опытных бойцов.
К слову говоря об опыте, и это будет во-вторых, в оригинале в Азерот пришла лавина бойцов Орды, прошедших многолетнее горнило войны с дренеями. Воины орков и огров имели опыт сражений, опыт осад, опыт военного взаимодействия, понятие о дисциплине (в той или иной мере) и о тактическом противостоянии противнику. Навстречу Орде же вышли разрозненные королевства Азерота, что последний раз воевали более тысячи лет назад во времена Империи Аратора и Войны Троллей. Люди и эльфы банально не знали что такое война. Приграничные стычки и патрулирование дорог не в счет. Да, Лотар, Фаол и прочие инструктора сумели перегруппировать свои силы, Теренас сумел объединить королевства в Альянс, и в конце концов Орда начала встречать достойное сопротивление. Но на это требовалось время. И именно в это время Орда и сметала все на своем пути.
В Дреноре все было с точностью до наоборот. Из портала в альтернативную реальность вышли, как я уже говорил выше, экспедиционные корпуса Альянса и Орды практически в полном составе. Корпуса, где самые молодые бойцы помнят ледяные пустоши Нордскола, пламенный ад Огненных Просторов, коварные туманы Пандарии и безжалостную магию Острова Грома, а также острые шпили Оргриммара, а те, кто постарше, могут многое рассказать о Второй Войне Зыбучих Песков, драконидах Нефариона и слугах Черной Горы Рагнароса. Бойцы, что выжили в этих испытаниях, были лучшими из лучших, каждый из них мог с лихвою поспорить с опытнейшими генералами прошлого, а вместе они знали как нужно воевать и взаимодействовать, как с собственными соплеменниками, так и с союзниками из противоположной фракции.
В противоположность им вышли силы разрозненной Железной Орды, и это, пожалуй, третья причина поражения орков Дренора. Железная Орда, которую мы встретили в экспедиции, была в фазе становления. Дело в том, что невозможно сразу же перестроить клановое общество в единую Империю. В связи с этим Громмаш и Гаррош решили на первом этапе создать некий союз кланов, где, по сути, каждый клан оставляет за собой полную автономность, подчиняется лишь своему вождю, которые между собой договорились действовать в общих интересах. В рамках этого, например, Громмаш, дабы оставить автономность клана Песни Войны, передает полномочия вождя Гаррошу, назначая его преемником, задачей которого становится подготовка клана к следующему этапу становления Орды.
Следующим же этапом должно было стать непосредственное слияние кланов под руководством общего Вождя, коим должен был стать Громмаш. Первыми в Железную Орду, как структуру, вступили кланы Черной Горы, проникнувшись техническими изысками, подаренными им Гаррошем, и Изувеченной Длани – этих вполне устроила перспектива грабить и убивать в свое удовольствие.
В описании бойцов этих кланов можно увидеть подпись «Железная Орда». С другими кланами все обстояло сложнее. Северные Волки во главе с Гарадом отказались присоединяться к Громмашу от слова совсем, за что были избраны первым общим врагом, вождь был убит, а старейшины кланов пленены и выставлены на всеобщее обозрение в Танаанских Джунглях. Клан Громоборцев лишь готовился вступить в Железную Орду, клан Призрачной Луны оказался в щекотливой ситуации – Гаррош, опасаясь, что через стихии шаманы смогут узнать его природу, запретил практику шаманизма. В связи с этим Нер’Зулу, чтобы доказать свою полезность, пришлось наспех переобучивать свой клан шаманов на магию бездны. Это требовало время. Это требовало доказательств, коими должен был стать успешный штурм Карабора. Однако войска Альянса и дренеи Велена сделали все, чтобы эти планы нарушить.
Наконец, бойцы Песни Войны на удивление также отказались вступать в Железную Орду в первых рядах. Некоторое соглашение они достигли лишь только тогда, когда захватчики уже рассекали по землям Награнда, захватив весь остальной материк. А к этому времени война велась уже весьма долгое время.
И это четвертая причина: игровая механика, когда игроки за неделю проносят весь контент, а затем два года зачищают рейдовые подземелья, вводит в некоторое заблуждение.
На самом деле война длилась не недели и даже не месяцы. Война длилась несколько лет (точнее мы узнаем, когда выйдет очередная хроника от Близзард). И большая часть этого времени – было противостояние в поле. Штурм Твердынь, как и аналогичных в Запределье, в Нордсколе или в Катаклизме с Пандарией – это лишь малая часть времени аддонов, которая занимала в совокупности вряд ли больше пары недель. Остальное время Железная Орда сопротивлялась, и сопротивлялась яростно. В каждую из территорий Альянсу и Орде приходилось буквально вгрызаться, основывая крепости, захватывая подземные ходы, добывая ультимативное оружие. На каждой территории войска Железной Орды сражались до последнего солдата, с использованием всего арсенала, которым они обладали.
А арсенала у них было на самом деле не так уж много. И это последняя, пятая причина. Нужно понимать, что огромную по силе часть первой Орды составляли колдуны, либо существа, ими созданные. Еще в первые годы войны с дренеями Черноруком был издан приказ о насильственном старении молодняка, когда все дети орков в возрасте от 6 лет были искусственно состарены до возраста молодых воинов. На примере Ренда и Маима, детей Чернорука, мы могли наблюдать какие плоды это дало – свирепые, верные, слабо осознающие где игра, а где реальность, жестокие машины убийства без тени сожаления и попыток осмысления своих действий.
Нужно понимать, что подобное решение позволило увеличить численность Орды минимум на пятую часть, а то и больше. Кроме того, всеобщая мобилизация на фоне умирающего мира позволила гарантировать, что любой, способный держать оружие, орк стоит в строю. Наконец, магия колдунов, а затем рыцарей смерти, огров-магов и наездников на драконах – довершила становление первой Орды, как силы, которую смогли остановить лишь огромными жертвами и с помощью благоприятных обстоятельств.
В Железной Орде на смену колдунам пришла механика. Но тут в чем загвоздка: Черноплавс, безусловно, был гением инженерной мысли, превосходившим всех остальных своих соплеменников, но он превосходил их не на порядок, его оружие было смертоносным, но и Альянс, и Орда обладали своими инженерами. К тому же войска экспедиционных корпусов уже встречались с творениями Компании Черноплавса, имели опыт побед над его машинерией – оружие Железной Орды не было неожиданностью, ни для Мурадина, ни для Саурфанга-старшего.
В итоге мы получили то, что получили – в ходе затяжной, кровопролитной войны силы Альянса и Орды сумели победить Орду Железную. Где-то взяли умением, где-то опытом, где-то хитростью, где-то воспользовались внутренними разногласиями, но сумели захватить Дренор, и это было закономерно.
_________________________________________________________________________________________________
К сожалению, вопросы получились животрепещущие, а ответы объемными, в связи с чем было принято решение разделить последнюю часть еще на две части.
В следующей части мы поговорим о смерти вождей, едином легионе и возвращении Громмаша.
В связи с тем, что в этой статье, в отличие от предыдущих, где я волей-невоей затрагивал вопросы, которые могли быть неизвестны широкому зрителю, я буду описывать события, либо происходящие у всех на глазах, либо готовящиеся произойти. Отсюда, основным аспектом данного текста будут как раз личные рассуждения и попытка взглянуть на события чуть глубже. Как водится, эти интерпретации не противоречат и не расходятся с имеющимися фактами, однако, в связи с тем, что это лишь интерпретации, в будущем все может измениться. Повторюсь, это не будет означать, что Близзард изменили историю, это будет означать, что имевшаяся трактовка (если кому угодно, имхолор – многие воспринимают это как ругательство, не понимая смысла) устарела.
Итак, поехали.
Часть 3. Война Миров.
1. Мараад и Владыки Дренора.
Первым окошком в историю будущего аддона стал мини-сериал Владыки Войны. В этой серии рисованных видеороликов Вариан Ринн, король Штормграда и негласный лидер Альянса, решал, как же ему поступить с внезапно активировавшимся порталом и хлынувшими оттуда орками. На помощь королю пришел его старый знакомый – Воздаятель Мараад, известный герой кампаний Нордскола и Катаклизма, во многом решивший исход этих войн. Мараад в роликах рассказывает историю четырех вождей Дренора: легендарных Каргата, Громмаша, Дуротана и Килрогга, - а также приоткрывает тайну своего участия в событиях войны орков и дренеев.
У многих, просмотревших эти ролики, сразу возникло несколько недоуменных вопросов: что это за Мараад такой, зачем Близзард его приплели к аддону? Натуральный он, или из этих, понаприбывших из-за портала? Если из «наших», то, что за истории он рассказывает? Почему Каргат отрубает себе руку противоестественным способом? Почему Громмаш сражается против империи огров? Почему глаза у Дуротана голубые? И почему во время сцены смерти Килрогга, он видит знамена современных Альянса и Орды, хотя он был убит за добрую дюжину лет до становления Альянса Штормграда и основания Новой Орды Трала. И, наконец, почему же мы не видим альтернативного Мараада на Дреноре?
Вопросов много, тема животрепещущая, начнем по порядку.
Мараад – это далеко не новый персонаж. Собственно говоря, Мараад «родился» из ролика к первому аддону ВоВ: The Burning Crusade. В оригинальной вселенной Мараад, чудом выживший после событий падения Шаттрата, ушел в отшельники, поклявшись найти свою сестру, что была захвачена в плен колдунами Гул’Дана. Сестру живой он найти так и не сумел, однако узнал, что в ходе экспериментов Гул’Дана она родила дочь, которую назвали Гароной.
В погоне за Гароной Мараад и прибывает в Азерот во время событий The Burning Crusade. Быстро проникнувшись симпатией к Альянсу, Мараад присоединяется к армии Штормграда и исполняет свой долг в ледяных пустошах Нордскола, возвращаясь одним из героев, победивших Короля Лича.
В это время воздаятелю становится известно, что работа двигателей Экзодара (межпространственного корабля дренеев, на котором часть из них прибыла в Азерот) была восстановлена, а потому голубокожие существа могут отправиться отвоевывать у демонов Аргус. Узнать насколько горстка дренеев была на тот момент способна противостоять Пылающему Легиону, нам было не суждено – Мараад и Велен, вновь проникнувшись чувством высшего долга (а Велен еще и зубодробительным видением, где Андуин Ринн ведет Армию Света в атаку на демонов), решают помочь жителям Азерота с разразившимся Катаклизмом.
Во время событий Пандарии Мараад несколько затерялся на фоне более колоритных персонажей, однако, узнав о возвращении Орды орков, да притом в ее первозданном виде, старый командир решает предостеречь Альянс о надвигающейся угрозе, а также возглавить карательную экспедицию. Именно это мы и видим в роликах.
Существует легенда, что Марааду, кроме всего прочего, удалось встретиться со своей племянницей - Гароной и даже познакомиться с ее уже весьма подросшим сыном Мед’аном, который с помощью Мараада сумел обрести силы нового Хранителя Азерота и спасти мир, разрушив планы К’Туна и Чо’Гала. Однако помимо комикса, в котором эти события описывались, они подтверждения нигде не обрели, в связи с чем относятся к ним с некоторой настороженностью.
Таким образом, Мараад – персонаж не новый, появился не из ниоткуда, а бережно выращивался компанией Близзард еще со времен Вотлк.
К вопросу о том, «чей он»: Мараад, конечно же, наш. То, что Мараад описывал, действительно происходило в оригинальном временном потоке.
Нам действительно было известно из описания Журнала Подземелий (и краткой справки к Варкрафт II), что Каргат отрубил себе руку (а позже и вторую), что стало символом целеустремленности и силы воли для воинов его клана. Да, ранее мы интерпретировали это деяние Каргата как сугубо добровольное, имевшее цель показать свою удаль. Интерпретация была несколько шаткой, ибо выходило, что клан получил свое название еще до этого поступка Каргата, из-за чего было непонятно, почему же его так назвали. Во Владыках Войны Близзард развили эту историю, позволив ей обрести плоть и стать вполне логичной.
Империя Огров, как я уже писал ранее, действительно существовала и в «нашем» Дреноре. Только в отличие от Империи Огров Дренора альтернативного, она уже не имела той силы. Ни в рассказе о Каргате, ни в рассказе о Громмаше мы не видели чародеев огров – да, огры были свирепы, да, они были сильны, но Каргат и Громмаш рассеивают их основные силы, сделав их в нашей реальности лишь объектами насмешек и охотничьих вылазок.
Если в альтернативном Дреноре мы наблюдали начало заката Империи (вернее, ее части – Верховного Молота), то в нашей реальности она в силу объективных причин на известных нам материках Дренора исчезла полностью (об этом мы рассуждали в предыдущих частях).
По поводу же глаз Дуротана и видений Килрогга все чуточку сложнее.
Нет никаких оснований полагать, что это ляп мультипликаторов – например, глаза молодого Дуротана во время его боя явно карие, как и при описании в Восхождении Орды. Однако в финальном кадре, когда он уже в роли вождя вглядывается вдаль, они блестят голубым.
С Килроггом также не все так просто: помимо главного вопроса «а откуда вообще кто-либо знал, что Килрогг видел в своем видении», существует и гораздо более тонкий. Представим на секунду, что Килрогг в ролике действительно альтернативный, но тогда как он мог видеть в своем видении армии современных Альянса и Орды, если их появление не было предначертано – оно явилось следствием изменения Кайрозом естественного течения времени, а следовательно, Килрогг, проведший ритуал за многие годы до появления Гарроша и бронзового дракона, эти изменения видеть не должен был.
Ответ на самом деле достаточно прост: а все дело в том, что Мараад не рассказывал ни о цвете глаз Дуротана, ни о содержании видения Килрогга. То, что Мараад рассказывал – мы слышим за кадром, а происхождение визуального ряда – неизвестно.
Картинка роликов вполне может быть смесью двух достаточно распространенных в голливудском кинематографе приемов. Первый: субъективное восприятие: мы видим мир глазами главного героя. Не то, что происходит на самом деле, а то, что видит главный герой. Главным героем роликов является Вариан Ринн: именно его мы видим первым, именно его мы видим последним, именно он принимает конечное решение, и именно его глазами мы большую часть времени видим не скетчевый, а CGI-ый мир.
Соответственно, то, что показано в роликах – это его личное восприятие рассказа Мараада, то, как он «видит» события тех дней: истощенный Громмаш, едва шевелящийся на иссохшем дереве, Дуротан с горящими кровавым огнем безумия глазами, Каргат, ломающий ноготь о кусок камня, Килрогг, проводящий священный ритуал, - все это не документальная съемка, а лишь интерпретация слов Мараада, причем, не всегда точная. Отсюда едва живой Громмаш, убивает пышущего здоровьем императора огров, а затем вырезает охрану и в составе отряда орков разметывает лагерь своих захватчиков. Отсюда же Каргат, находясь еще в подземельях Верховного Молота, истекающий кровью, рискующий что вот-вот появится охрана, предлагает своим будущим соклановцам увечить себя, снижая шансы на побег, отсюда же и Килрогг, стоящий на коленях перед войсками Альянса и Орды – как в обрывках легенд, что дошли до Вариана, о его бое с Данатом Троллебоем во времена первой экспедиции на Дренор.
Второй прием – это слияние реальностей. Несмотря на то, что Мараад рассказывает историю оригинальных вождей, она едина и для вождей альтернативных, из-за чего картинка плавно перетекает от визуализации оригинальных персонажей к персонажам альтернативным. Поэтому Дуротан, что в начале ролика был кареглазым, в конце становится голубоглазым, потому и Килрогг, Каргат и Громмаш с течением хода времени в ролике приобретают облик своих альтернативных собратьев.
Наконец, последний вопрос насчет личности Мараада: куда же делся его альтернативный собрат – он ведь к этому времени должен был родиться!
Ответ на самом деле весьма прост: он мог и не родиться, как это не сделал альтернативный Гаррош. Более того, он мог уже действительно родиться и умереть во время долгих странствий дренеев – дренеи живут очень долго, Велен, помнящий Исход с Аргуса, состоявшийся 25 тысяч лет назад – не исключение: командир стражи Телмора Ресталаан точно так же помнит эти события. Так и Марааду на начало событий войны с орками могло уже исполниться несколько тысячелетий, а потому, в альтернативном мире он за эти тысячелетия мог не раз героически погибнуть.
2. Отряд Самоубийц.
Многим непонятными остались наши действия у портала. Почему же вылазка называлась миссией самоубийц, если спустя считанные часы после не только закрытия, но и уничтожения портала, Кадгар без проблем открывает новые порталы в Штормград и Оргриммар? Ради чего наши силы решили обосноваться на Дреноре, если портал разрушен, а стало быть, пускай орки живут, как хотят? Почему нельзя было разрушить портал с нашей стороны и зачем пришлось штурмом брать все твердыни орков?
Остановимся на этих моментах поподробнее.
Кадгар, в отличие от многих игроков, уже около четверти века знаком с понятиями брешей между мирами. Многие читатели любопытным образом пришли к выводу, что теорию брешей изобрел лично я, что мне несказанно польстило, но нет. Более двадцати пяти лет назад Кадгар во главе объединенной армии Альянса уже уничтожал портал орков со стороны Азерота. И это ни к чему хорошему не привело: уже спустя несколько месяцев Нер’Зул на этот раз без помощи Медива и высших сил сумел открыть портал снова. Тогда же Кадгар и осознал: закрыть портал навсегда можно лишь со стороны Дренора, затянув брешь между мирами.
Для этого была собрана экспедиция на Дренор, во главе которой стояли Кадгар, Туралион, Аллерия, Курдран и Данат Троллебой (герои, чьи статуи и по сей день можно увидеть перед воротами Штормграда).
Брешь Кадгар закрыть в конце концов смог, отрезав себе и своим друзьям дорогу домой, правда, не навсегда, как он справедливо полагал, а чуть менее, чем на двадцать лет.
Многие задаются вопросом: а как же тогда в Запределье попали Иллидан и Принц Кель’Тас, если брешь была затянута? Вопрос весьма спорный, однако, судя по всему, новую брешь в разрушенный Дренор пробил Кел’Тузед, воспользовавшись дневником Медива. Через эту брешь и открытые порталы демоны Архимонда и начали вторжение, через нее же попытался скрыться Иллидан, а затем и его соратники.
Вероятно, с помощью этой же бреши спустя пять лет открыл «зеленый портал» и лорд Каззак, что и ознаменовало начало кампании в Запределье.
Таким образом, Кадгар, считавший себя экспертом в закрытии порталов и затягиванию брешей, разрабатывает план, согласно которому он вместе с отрядом добровольцев проходит сквозь портал, завязывает бой с силами Железной Орды и, пока добровольцы отвлекают противников, затягивает брешь. План имел шансы на успех, а вот шансов выжить в отрезанном от любой дружественной помощи и абсолютно враждебном мире, у Кадгара и его отряда не было никаких – это был билет в один конец.
Но все пошло не так. Самоуверенность Кадгара оправдалась лишь отчасти. Он действительно сумел связать боем силы Орды, действительно сумел закрыть и разрушить портал, но вот затянуть брешь ему не удалось. К сожалению архимага брешь имела другую природу – была не только межпространственной, но и межвременной, а такие бреши ему закрывать не доводилось.
В связи с этим Кадгар принимает решение: необходимо найти Кайроза и Видения Времени – только лишь с помощью изучения артефакта и знаний бронзового дракона, можно справиться с новым порталом. Кроме того, Кадгара несколько удивило поведение Гул’Дана, который, судя по всему знал слишком многое и обладал силами, которыми по памяти архимага обладать не должен был. Гул’дана для обеспечения спокойствия на Дреноре, Азероте и других мирах, требовалось найти и обезвредить.
Для осуществления всего этого Кадгаром было принято решение начать полноценную экспансию на альтернативном Дреноре. Руководство экспедицией переходило в руки нескольких генералов, которым было приказано построить многочисленные гарнизоны (помимо нас как минимум один из гарнизонов был построен Адмиралом Тейлором) на территории Дренора. Кроме того, маги Кирин-Тора на окраине лесов Зангара возвели магическую башню, откуда могли во главе с Кадгаром проводить исследования магии Дренора.
Поиски Кайроза ни к чему не привели – дракон оказался давно мертв, артефакт – утрачен и, вероятно, захвачен руководством Железной Орды. Гул’Дан, оправившись от первоначального шока (когда Громмаш уничтожил Маннорота), используя магические силы Дренора, сумел исчезнуть из поля зрения Кадгара.
Как итог: для дальнейшего исполнения плана потребовалось завладеть рунными камнями огров, скрижалями стихий клана Черной Горы и фолиантами колдунов Гул’Дана в Цитадели Адского Пламени, что мы и делали на протяжении аддона.
3. Плюшевая Орда.
У многих игроков законное недопонимание вызывает та легкость, с которой мы справились с некогда непобедимой Ордой. Действительно, ведь чуть менее тридцати лет назад Первая Орда лавиной пронеслась по королевствам Азерота, сметая все на своем пути, и лишь предательство Гул’Дана и несколько гипертрофированное чувство справедливости Оргрима позволили Альянсу выжить.
В альтернативном же Дреноре удача явно на нашей стороне. Мы планомерно побеждаем любые угрозы, отвоевывая локацию за локацией, убивая вождя за вождем и сминая сопротивление всех твердынь. В чем же дело? Почему Железная Орда оказалась вдруг настолько мягкотелой?
На то есть на самом деле несколько причин.
Во-первых, многие неверно оценивают численность контингента Альянса Штормграда и Орды Вол’Джина, принимавшего участие в боях за альтернативный Дренор.
Кучка добровольцев, штурмующая Темный Портал – лишь малая часть экспедиции на Дренор. И то, стоит понимать, что кучка – она на экране монитора, игровой механикой число действующих лиц всегда принижается, в «реальности» на миссию самоубийц Кадгар должен был взять не менее пары сотен бойцов, что уже немало.
Однако помимо нашей диверсионной группы, уже спустя несколько часов, вместе с строительством гарнизона, мы получаем подкрепление в еще несколько сотен бойцов, из которых сотню-полторы в качестве оперативного резерва можем вызывать в любую точку Хребта Ледяного Огня или Долины Призрачной Луны. По мере строительства гарнизона и аванпостов в зонах Дренора. мы получаем все больше и больше войск, а к началу штурма Верховного Молота в Дренор уже прибывают командиры экспедиционных войск Альянса и Орды – Мурадин Бронзобород и Варок Саурфанг, символизируя этим, что в бой брошены лучшие силы.
Легко прикинуть, что через «нестабильные» порталы Кадгара в общей сложности прошло не менее нескольких тысяч бойцов с каждой стороны. Кроме того, в расчет стоит принимать силы дренеев и Северных Волков, что в полном составе перешли на сторону Альянса и Орды соответственно.
Иными словами, объединенные силы «сопротивления» могли предоставить командиру в совокупности никак не меньше полутора-двух десятков тысяч хорошо вооруженных, опытных бойцов.
К слову говоря об опыте, и это будет во-вторых, в оригинале в Азерот пришла лавина бойцов Орды, прошедших многолетнее горнило войны с дренеями. Воины орков и огров имели опыт сражений, опыт осад, опыт военного взаимодействия, понятие о дисциплине (в той или иной мере) и о тактическом противостоянии противнику. Навстречу Орде же вышли разрозненные королевства Азерота, что последний раз воевали более тысячи лет назад во времена Империи Аратора и Войны Троллей. Люди и эльфы банально не знали что такое война. Приграничные стычки и патрулирование дорог не в счет. Да, Лотар, Фаол и прочие инструктора сумели перегруппировать свои силы, Теренас сумел объединить королевства в Альянс, и в конце концов Орда начала встречать достойное сопротивление. Но на это требовалось время. И именно в это время Орда и сметала все на своем пути.
В Дреноре все было с точностью до наоборот. Из портала в альтернативную реальность вышли, как я уже говорил выше, экспедиционные корпуса Альянса и Орды практически в полном составе. Корпуса, где самые молодые бойцы помнят ледяные пустоши Нордскола, пламенный ад Огненных Просторов, коварные туманы Пандарии и безжалостную магию Острова Грома, а также острые шпили Оргриммара, а те, кто постарше, могут многое рассказать о Второй Войне Зыбучих Песков, драконидах Нефариона и слугах Черной Горы Рагнароса. Бойцы, что выжили в этих испытаниях, были лучшими из лучших, каждый из них мог с лихвою поспорить с опытнейшими генералами прошлого, а вместе они знали как нужно воевать и взаимодействовать, как с собственными соплеменниками, так и с союзниками из противоположной фракции.
В противоположность им вышли силы разрозненной Железной Орды, и это, пожалуй, третья причина поражения орков Дренора. Железная Орда, которую мы встретили в экспедиции, была в фазе становления. Дело в том, что невозможно сразу же перестроить клановое общество в единую Империю. В связи с этим Громмаш и Гаррош решили на первом этапе создать некий союз кланов, где, по сути, каждый клан оставляет за собой полную автономность, подчиняется лишь своему вождю, которые между собой договорились действовать в общих интересах. В рамках этого, например, Громмаш, дабы оставить автономность клана Песни Войны, передает полномочия вождя Гаррошу, назначая его преемником, задачей которого становится подготовка клана к следующему этапу становления Орды.
Следующим же этапом должно было стать непосредственное слияние кланов под руководством общего Вождя, коим должен был стать Громмаш. Первыми в Железную Орду, как структуру, вступили кланы Черной Горы, проникнувшись техническими изысками, подаренными им Гаррошем, и Изувеченной Длани – этих вполне устроила перспектива грабить и убивать в свое удовольствие.
В описании бойцов этих кланов можно увидеть подпись «Железная Орда». С другими кланами все обстояло сложнее. Северные Волки во главе с Гарадом отказались присоединяться к Громмашу от слова совсем, за что были избраны первым общим врагом, вождь был убит, а старейшины кланов пленены и выставлены на всеобщее обозрение в Танаанских Джунглях. Клан Громоборцев лишь готовился вступить в Железную Орду, клан Призрачной Луны оказался в щекотливой ситуации – Гаррош, опасаясь, что через стихии шаманы смогут узнать его природу, запретил практику шаманизма. В связи с этим Нер’Зулу, чтобы доказать свою полезность, пришлось наспех переобучивать свой клан шаманов на магию бездны. Это требовало время. Это требовало доказательств, коими должен был стать успешный штурм Карабора. Однако войска Альянса и дренеи Велена сделали все, чтобы эти планы нарушить.
Наконец, бойцы Песни Войны на удивление также отказались вступать в Железную Орду в первых рядах. Некоторое соглашение они достигли лишь только тогда, когда захватчики уже рассекали по землям Награнда, захватив весь остальной материк. А к этому времени война велась уже весьма долгое время.
И это четвертая причина: игровая механика, когда игроки за неделю проносят весь контент, а затем два года зачищают рейдовые подземелья, вводит в некоторое заблуждение.
На самом деле война длилась не недели и даже не месяцы. Война длилась несколько лет (точнее мы узнаем, когда выйдет очередная хроника от Близзард). И большая часть этого времени – было противостояние в поле. Штурм Твердынь, как и аналогичных в Запределье, в Нордсколе или в Катаклизме с Пандарией – это лишь малая часть времени аддонов, которая занимала в совокупности вряд ли больше пары недель. Остальное время Железная Орда сопротивлялась, и сопротивлялась яростно. В каждую из территорий Альянсу и Орде приходилось буквально вгрызаться, основывая крепости, захватывая подземные ходы, добывая ультимативное оружие. На каждой территории войска Железной Орды сражались до последнего солдата, с использованием всего арсенала, которым они обладали.
А арсенала у них было на самом деле не так уж много. И это последняя, пятая причина. Нужно понимать, что огромную по силе часть первой Орды составляли колдуны, либо существа, ими созданные. Еще в первые годы войны с дренеями Черноруком был издан приказ о насильственном старении молодняка, когда все дети орков в возрасте от 6 лет были искусственно состарены до возраста молодых воинов. На примере Ренда и Маима, детей Чернорука, мы могли наблюдать какие плоды это дало – свирепые, верные, слабо осознающие где игра, а где реальность, жестокие машины убийства без тени сожаления и попыток осмысления своих действий.
Нужно понимать, что подобное решение позволило увеличить численность Орды минимум на пятую часть, а то и больше. Кроме того, всеобщая мобилизация на фоне умирающего мира позволила гарантировать, что любой, способный держать оружие, орк стоит в строю. Наконец, магия колдунов, а затем рыцарей смерти, огров-магов и наездников на драконах – довершила становление первой Орды, как силы, которую смогли остановить лишь огромными жертвами и с помощью благоприятных обстоятельств.
В Железной Орде на смену колдунам пришла механика. Но тут в чем загвоздка: Черноплавс, безусловно, был гением инженерной мысли, превосходившим всех остальных своих соплеменников, но он превосходил их не на порядок, его оружие было смертоносным, но и Альянс, и Орда обладали своими инженерами. К тому же войска экспедиционных корпусов уже встречались с творениями Компании Черноплавса, имели опыт побед над его машинерией – оружие Железной Орды не было неожиданностью, ни для Мурадина, ни для Саурфанга-старшего.
В итоге мы получили то, что получили – в ходе затяжной, кровопролитной войны силы Альянса и Орды сумели победить Орду Железную. Где-то взяли умением, где-то опытом, где-то хитростью, где-то воспользовались внутренними разногласиями, но сумели захватить Дренор, и это было закономерно.
_________________________________________________________________________________________________
К сожалению, вопросы получились животрепещущие, а ответы объемными, в связи с чем было принято решение разделить последнюю часть еще на две части.
В следующей части мы поговорим о смерти вождей, едином легионе и возвращении Громмаша.
А пока, интересного чтения. Окончание следует…
- 6895
- 39