ЧКА - Пролог

Монолит в блоге Monolit`s tape

Опубликовано: 17 декабря 2014 в 23:07

Категория: Различные чтения

Приветствую



Убедительно прошу тем, кому не интересно - не читать и не комментировать. Потому, что это произведение для меня более значимо, чем Властелин Колец, Хоббит и Сильмариллион вместе взятые.
Оно повлияло на весь мой склад ума и отношение к жизни. Это моя настольная книга, которую я постоянно перечитываю. Это первое и, пока, единственное произведение, над которым я пускаю скупую мужскую слезу при каждом новом прочтении.
Готов поспринимать конструктивную аргументированную критику. Не меньше.



ОТ АВТОРОВ




Спойлер
…Следует ли верить себе? Если следует, то насколько? Следует ли говорить – это так, потому что я хочу, чтобы так было? Потому мне так нравится? Следует ли принимать сказку за реальность?
Вначале было Слово.
И Слово было – имя, то, что «не числится больше среди имен Валар, и не произносится более оно в Арде». И были – две дотошные дамы, гуманитарий и «технарь», не поверившие в то, что имя это означает – «Тот, кто восстал в мощи своей».
Вначале был вопрос.
Разве вспомнишь его теперь – тот первый вопрос, на который не найти ответа во вроде бы логичном повествовании. А когда ответ был найден, рухнула стройная схема, и шитая золотом ткань прекрасной сказки стала расползаться под пальцами… и – что за ней?
Вначале был взгляд.
Взгляд человека, не привыкшего делить людей на друзей и врагов, подлецов и героев, Черных и Белых. Не привыкшего слепо верить никому и ничему.
…Мы сами стесняемся признаться себе, что играем всю жизнь. Играем тайком от самих себя. Уверяем себя, что это только наша выдумка, сказка, это только наше… и – восхищаемся теми, кто свою сказку, свою игру смеет открыть другим, мучительно завидуем им: ведь это же так трудно – раскрыться, ведь будут бить, а что страшнее – смеяться будут – те, кто не посмел. Те, кто побоялся сделать это сам. Не каждый поступит так; но ведь и один удар – боль… И все равно – игра, мечта, сказка с нами. До конца.
Только – насколько сказка? Насколько – игра?
Когда-то, говорят, Джон Рональд Руэл Толкиен получил интересный отзыв от одного из своих собеседников – "не Вы написали «Властелина Колец». И он был рад, что кто-то еще понял это.
Когда-то Бальзак говорил, что «Человеческую комедию» ему продиктовал его призрачный двойник. И «черный человек» подтолкнул Моцарта к созданию «Реквиема».
Что же это? Может – воображение творца. Может – иное бытие, которое не все способны видеть…
А если – все?
И каждый видит по-своему: свою грань единого целого, или, как принято сейчас говорить, свое отражение. Но большинство все же идет за Ведущим. Им может быть писатель, создавший сказку о своем видении (а кто и как развернул это видение перед ним?) – и в результате восторг, восхищение красотой изложения и талантом автора ослепляет и велит видеть только так…
Говорят, лишь те произведения истинно совершенны, в которых ничего не хочешь изменить, которые не хочешь дописать или продолжить. Таких мало, и книги Дж.Р.Р.Толкиена не входят в их число – утверждение, которое попытаются оспорить тысячи читателей, относящихся к «Сильмариллион» и «Властелину Колец», как к Библии. Однако тому, кто привык не только смотреть, но и видеть, очевидно, что в произведениях профессора Толкиена сказано не все.
Давайте скажем откровенно: то, что мы зовем Ардой, – есть. Мы в это верим, – каждый по-своему, – даже если разум говорит, что это бред, что этого не может быть. Это – есть. И – будет. И наше восприятие, наша вера в мир, зовущийся Ардой, меняет и творит его даже сейчас. И на то, что вы увидите, открыв эту книгу, – почти глас вопиющего в пустыне – смотрите сами. Попробуйте, по крайней мере. Не идите лишь по нашим следам. Ищите свое. Эта книга – лишь попытка докричаться.
Как это началось и почему? Долгий рассказ. Скажем одно – настало время поверить своим мыслям, видениям, бреду, снам – и логике. Зрение выискивало недомолвки и несоответствия в повествовании Толкиена. Логика заполняла лакуны. Эмоции проверяли правильность догадки. Видения и сны – ставили перед фактом: это было так.
…А может, все начиналось совсем по-другому?
«Ну-с, молодой человек, – сказал пожилой Назгул с цифрой 24 и эмблемой Моргульского гарнизона на нашивках, вертя в руках послужной список вытянувшегося перед ним в струнку молоденького благоговеющего призрака, – посмотрим, что там у Вас…»
Таким было начало. Безобидные шуточки, анекдоты «из жизни Моргульского Университета» – ничего больше.
И – Война Гнева, закрытые страницы в «Сильмариллион»: только через год поймешь, что ни разу не перечитала их.
И – одно имя, почти никогда не произносившееся вслух.
Вначале было – Имя.
Уже не вспомнишь, кем в первый раз было сказано: «Я видела. Так было». Когда в первый раз был закрыт и отложен в сторону «Сильмариллион» («Слушай, ну это уже ни в какие ворота не лезет! Лучше уж самим посмотреть…»). Кто впервые протянул насмешливо: «Конечно-конечно, это ведь мудрые в Эрессеа говорят…»
Когда за легендами о славных победах и прекрасных бесстрашных героях впервые – кровь не вся ушла в землю – стала проступать иная правда.
Это потом – смущенные оправдания: «Ведь Гарднер в своем „Гренделе“, по сути, сделал то же самое…»
Это потом: «Ведь не один же человек писал цикл о Конане…»
Это потом – странный взгляд в пространство и неестественно-ровное: «Я помню…»
Все это еще будет. Сейчас есть только – Имя, да вопросы, которые, кажется, никто не задавал себе за все время, прошедшее с публикации «Властелина Колец» и «Сильмариллион». И есть двое – с уклоном в филологию и историю соответственно, – у которых возникло желание достроить неполную картину мира.
Книга, которую вы держите в руках – не критика Толкиена. Это попытка рассказать об Арде языком Людей, а не эльфийских легенд и преданий.
Если для Вас «Сильмариллион» – только сказка или «сумма мифологий» – закройте книгу: вы ошиблись в выборе.
Если вы ищите «что-нибудь еще про Хоббитов» – закройте книгу: здесь нет ни занятных похождений, ни веселых чудес; здесь никто не кидает шишками в волков и не ведет хитроумных бесед с глуповатым драконом.
Мы не претендуем на истину в последней инстанции: смотрите своими глазами, ведь ни один человек не может быть до конца объективным.
Мы не стремимся развенчивать одних и превозносить других, не подменяем черное белым: просто – у побежденных (а побеждены ли они?) никто, никогда и ничего не спрашивал. Летописи пишут победители, и летопись победителей – «Сильмариллион».
Мы не придумывали лихих сюжетных наворотов, не нагромождали ужасов: война жестока и без того, мы все просто привыкли к мысли об этой жестокости…
Смотрите же, как это – первая в мире война.
Смотрите, те, кто делал из Арды – игру, кто с восхищением читал о победах над Врагом, кто предвкушал счастливую развязку – цена победы такова.
И, может быть, вы задумаетесь об этом. О том, почему побежденные могут оказаться выше победивших.
А кто-то, словно обиженный ребенок, бросится защищать красивую сказку гневными письмами.
А кто-то хлопнет себя ладонью по лбу – ведь все так очевидно, Господи, где были мои глаза!..
А кто-то просто пожмет плечами и отвернется.
Все это мы уже видели.
Но, может быть, хоть один – задумается.
Смотрите: в мире нет ни абсолютного Зла, ни абсолютного Добра. Смотрите: справедливость, не ведающая милосердия, обращается в бессмысленную жестокость.
Смотрите.
Мы раскрыты. Мы не прячемся. Выбор сделан. Если кто-то услышал – хорошо. Если кто-то пойдет своим путем – хорошо. Если кто-то возненавидит – пусть.
У сказителей нет мечей.





ПРОЛОГ




Кто знает, кто скажет, когда появилась в Арте Книга, что стала памятью мира? Знающий язык Великой Мудрости мог прочесть в ней слова о тайнах Эа, о том, как рождался из Тьмы – Свет, о том, как был создан мир. Может, Книга древнее Арты, может появилась вместе с миром… Чьи руки касались ее в пору юности мира – только ли руки Мелькора? Или эта Книга была создана его мыслью и памятью? Кто знает это ныне? Мудрые молчат, и видящие говорят: «Это скрыто от нас». Быть может, знает это лишь Властелин Тьмы – но кто шагнет за Грань, чтобы спросить его, кто из живущих сможет вернуться назад и рассказать?
Книга, которую пишет время, Книга истины, чей язык внятен всем, но немногие видели ее. Тайны земли и звезд хранит она, и даже Владыка Судеб не знает всего, о чем повествует она.
Кто расскажет, почему идущие Путем Тьмы хранят Книгу Памяти? Может, потому, что вставшим под знамена Скорби не дано забыть ничего. Может, потому, что Тьмой рождены память и скорбь, свет и истина… Говорят, Книга сама избирает Хранителя, и немногим под силу это тяжкое бремя. Может быть, лживое слово и деяние могут обмануть чувства, разум и сердце, можно лгать самому себе и верить в эту ложь, но Книга не лжет никогда.
Книга существует, пока существует мир – а, быть может, жив мир, пока существует Книга… Кто знает? – но эта связь неразрывна, как те связи, что держат Арту, как единое целое. Никто и никогда не сможет изменить ни слова в Книге Истины, даже всем сердцем желая этого, как невозможно повернуть вспять реку Времени. Деяния идущих путем Тьмы и Света, деяния славы и позора, деяния справедливости и беззакония, добра и зла – обо всем этом говорит Книга. Можно скрыть деяние от людских глаз и от глаз Бессмертных, но читающий Книгу увидит истину…





К сердцу Мира – мое,
Прожигая свой путь в облаках,
Каплей огненной крови падает.
Синим росчерком молний
В новорожденных небесах
Нарекаю тебя – Арта…




Готовы ли вы по-главно рассматривать этот, по моему скромному мнению, лучший "фанфик" по Сильмариллиону? Есть ли вам что сказать?

  • 774
  • 19

Комментарии:

Avatar 35047 1290981495
17 декабря 2014 в 22:26
Только не Арта, а Арда....И вообще, Черная Книга - вещь сугубо неканоничная, повесть от лица Мелькора....

И вообще, лучший, так сказать, "фанфик" по "Сильму" Профессора - это "Звирьмариллион" Товарища Свиридова, сиречь С.О.Рокдевятого
Отредактировано 17 декабря 2014 в 22:26
32029 6170ce857752f6b09f73e9e5aefeb8a9
17 декабря 2014 в 23:29
Вы в курсе в чем разница между переводом Арта и Арда?
14909 195ff57f890f6586a6cc9864391e9d29
17 декабря 2014 в 22:36
Было бы неплохо хоть где-нибудь для несведущих указать расшифровку аббревиатуры в заголовке. У меня ушло минуты полторы, чтобы примерно понять, что речь про Черную Книгу Ар(д)(т)ы,  и то соседний коммент помог. Кстати да, а чем Арда отличается от Арты? Тем, что один перевод хороший, другой плохой? На английском Arda, на квенье приблизительно транскрибируется как [ˈarda],  так откуда там т? Это не придирка, реально интересно.
Отредактировано 18 декабря 2014 в 06:16
Default avatar
18 декабря 2014 в 07:44
Поправте меня если ошибаюсь, но разница между Ар(д)ой и Ар(т)ой несла какую-то смысловую нагрузку и подоплеку. оговорюсь - могу и ошибаться, читал очень давно.
7867 b85e294be8bb1f3ce0c1817500be3679
18 декабря 2014 в 08:29
По версии ЧКА:
Арда - название на Квенья. Арта - "оригинальное" название, на ах'энн.
Арда в переводе - "княжество", "владение". Несёт оттенок собственности. А "Арта", кажется - просто "мир", хотя тут я не уверен.
56257 6dcb17540889125f01ac6928ae08fb24
18 декабря 2014 в 11:39
На самом деле чего только не наворотили с игрой слов Arda/Arta поклонники таланта Профессора - слишком уж лакомый кусочек объяснить "свое видение" этого вопроса.

Например в каноническом языке Арта означает "превозносимый/превосходный" - чисто теоретически вполне могла быть группировка эльфов, которая называла себя так (как аналог высокорожденных), точно так же как могла называть мир Артой, подразумевая мир, в котором главенствующей расой были эльфы - то есть дословно "мир высокорожденных" в противопоставление "миру людей" - Арде, что все-таки в классической квенье переводится как "мир", без оттенков собственности, равно как и арда (с маленькой буквы) означает realm, что можно, конечно перевести как "государство", но все же наиболее распространенное значение у него "мир" или "некоторая область" и оттенка собственности в нем я не припомню.

Если же рассматривать все фанфичные трактовки, то можно голову сломать...
7867 b85e294be8bb1f3ce0c1817500be3679
18 декабря 2014 в 12:12
> что все-таки в классической квенье переводится как "мир", без оттенков собственности

А, ну значит на ах'энн, предке и источнике квеньи, "истинном языке", Арда - княжество. Там у Ниенны этот вопрос (да и не только этот) несколько запутан.
7867 b85e294be8bb1f3ce0c1817500be3679
18 декабря 2014 в 08:28
Какая именно ЧКА рассматривается? Если учесть, что Ниенна её не то три, не то четыре раза переписывала, от изначального варианта уже ничего не оставив? И если учесть, что у Иллет есть своя собственная позиция по этой истории?

И вообще, всё это предания старины глубокой. Нашёл, что откопать - ЧКА... Уже не то, что срачи утихли, уже и память о тех срачах стёрлась, даже у активных участников, вроде меня. Это ж было... 20 лет почти прошло с первого издания. 20 лет. Некоторых из комментаторов ещё в проекте не было...
32029 6170ce857752f6b09f73e9e5aefeb8a9
19 декабря 2014 в 01:50
Исповедь Стража
7867 b85e294be8bb1f3ce0c1817500be3679
19 декабря 2014 в 10:57
А, Иллет. Ну, не самое худшее. Хотя всё это самоэпигонство, всё-таки ЧКА - это первая ЧКА и черновики. Черновики, на мой взгляд, интереснее всего. Наброски по 2-3 эпохе...
7867 b85e294be8bb1f3ce0c1817500be3679
18 декабря 2014 в 08:31
Лучший фанфик по Сильмариллиону - это Звирьмариллион. И лучше не будет, потому что мир праху 49го, и вечная ему память.
А вместо ЧКА надо в качестве настольной книги поставить HPMoR.
56257 6dcb17540889125f01ac6928ae08fb24
18 декабря 2014 в 09:43
Весьма неоднозначные впечатления от введения. Читается очень тяжело, ритм и стиль слишком рваные.

Если конструктив, то конструкция "вначале было..." - она подразумевает высокий стиль, свойственный героическим эпосам, мифам, легендам, однако практически сразу по приготовившемуся читать вполне определенный контент сознанию бьют из главного калибра откровенно "низкие" слова "дотошные", "гуманитарий" , "технарь" - ты прикрываешь глаза, чтобы унять кровотечение, продолжаешь читать, снова окунаясь в "легенду" которая оканчивается ничем - дальше идут рассуждения из "нашего" мира о Бальзаке, Моцарте, о том, что все великие произведения не принадлежат своим авторам...

Что это было, зачем это было - непонятно...

Четко выстроенной мысли нет - ощущение, что сознание авторов скачет то оставляя незавершенными, недосказанными часть рассуждений, то наоборот расплываясь, повторяя ранее сказанные мысли в той же тональности - без усилений и какого-то логического развития.

Либо текст действительно написан двумя людьми и не облагорожен - просто сшит между собой, чтобы совсем не расползался. Либо он откровенно сыр или даже плох.

От себя могу сказать, что лексическое повторение, когда несколько раз повторяется некоторая конструкция - оно используется; чаще в стихах, но это даже лучше - превратить прозу в подобие белого стиха в эпиграфе/введении - это круто. Но у этого приема есть четкий канон: каждый виток таким образом закольцованного текста должен сужаться, нагнетая напряжение - невидимая ритмика должна ускоряться, последние "витки" читатель должен уже проглатывать... И заканчиваться все должно той же самой кольцующей конструкцией, "спуская" взведенную пружину. Это ооочень эффектно, но невероятно сложно - потому авторы редко пользуются этим приемом.

Чередование стилей и лоскутность повествования тоже используется. Но его основная идея - подчеркнуть несвязанность одной части текста с другой, чтобы у читателя создавалось впечатление, словно один мир прорывается сквозь невидимые прорехи в другой. Чем-то это должно быть похоже на речь бредящего человека, либо на мысли угасающего сознания, что готовится уснуть... Точно так же как и в прошлом приеме - "прорывы" должны либо нарастать, либо затихать, оставляя читателя уже в одном мире. Это тоже эффектно и многие этим пользуются, ибо достаточно несложно организовать.

Но ничего из этого в тексте нет - если что-то подобное задумывалось, то до ума доведено не было.

Теперь об основной мысли: идея, что историю пишут победители, она, быть может, была и нова у читателей 20 лет назад и могла вытащить плохую стилистику, то сейчас ей никого не удивить - уже давно сочиняются анекдоты про Гкндальфа и Элронда, рассуждающих о том, что через пару лет Мордор завершит индустриализацию и станет первой экономикой мира - поэтому надо его очтановить, а потом в СМИ пустить историю о Темном Властелине... Это сатира - причем претендующая на народность, а значит, ей простят стилистические огрехи - тут же авторы, похоже, настроены серьезно... Если продолжение написано тем же языком, что и введение - им будет тяжело.

В заключение: фанфик - это, конечно, всегда фанфик, но за качеством следить надо... Если это, конечно, не перевод, в котором за потерю качества отвечаетпереводивщий.

П.С. Надеюсь, без обид - ты просил конструктив и не проходить мимо тем, кто им обладает :-) я было хотел "пожать плечами" и уйти, но это меня остановило :-)
7867 b85e294be8bb1f3ce0c1817500be3679
18 декабря 2014 в 12:13
> через пару лет Мордор завершит индустриализацию

Еськов об этом писал... когда?
56257 6dcb17540889125f01ac6928ae08fb24
18 декабря 2014 в 13:56
Кстати, возможно, - мне не приходилось читать. Если это из Еськова, то, скорее всего из его Последнего Кольценосца 1999г. выпуска. Как бы то ни было, данный мотив (повторюсь, если оно там было, я не могу за это отвечать) был оттуда вырван и последние годы стал "народным", всплывая то тут, то там. Ну и его книги обычно носили сатирический оттенок, так что, вполне допускаю, что это его работа, причем, судя по всему выполненная неплохо, раз осталась в памяти людей.
7867 b85e294be8bb1f3ce0c1817500be3679
18 декабря 2014 в 12:21
Текст действительно написан двумя людьми. Не профессиональными писателями (на тот момент). Как смогли, так и свели. Книгу писали не для литературного совершенства, а чтобы снять внутреннее напряжение от "я так вижу" и "я помню, так было" (у Ниенны зашедшего в терминальную стадию).
В частности, из-за литературного несовершенства, ЧКА переписывалась с тех пор несколько раз. И даже успела разделиться на "версию Ниенны" и "версию Иллет".

Книга была написана фанатами. Для фанатов. Не по приколу, а на зверином, смертельном серьёзе. Вы, сегодняшние, даже, наверное, не понимаете, насколько это было серьёзно. Ру-фендом разделился на светлых и тёмных, и как раз на сторону Тьмы перешли неадекваты люди с повышенной эмоциональностью и с трудом отличающие внутренний мир от внешнего.

PS
Имя мне - Хэлкар, Назгул-король,
Гнев Саурона, Меч Саурона;
Имя м не - ненависть, имя мне - боль,
Память мне стала стальною короной.
...

Эх, где мои двадцать лет...
56257 6dcb17540889125f01ac6928ae08fb24
18 декабря 2014 в 14:02
Охотно верю - мне действительно далек этот пафос, я тогда варился несколько в других кругах, однако про то, что в отдельных слоях общества Толкин воспринимается чуть ли не религией, слышал.

Потому я и сделал оговорку, что 20 лет назад, чисто на идее могло выплыть, сейчас с этим уже сложнее - народ более избалован (в хорошем смысле) качественной литературой по схожей тематике.

Ну а вообще противостояние "темных" и "светлых" почитателей творчества Профессора трудно понять - это как противостояние "Орды" и "Альянса", где люди на форумах всерьез обсуждают как бы они резали глотки всем из противоположной фракции - но сейчас это удел крайне юных людей, большинство из которых просто отыгрывает роль в интернете.
7867 b85e294be8bb1f3ce0c1817500be3679
18 декабря 2014 в 20:41
Так мы и были юными. В конце концов, Ниенна 1970 года рождения, ей 25 лет было, когда книгу издали. А начала она её писать в 20.
Вы сейчас избалованы контентом, а в своё время от Профессора вполне себе фанатели люди за 40, потому что аналогов не было, фентези, как такового, у нас не было. Потом пришли 90е, и прорвало. Мы получили неограниченный доступ к классике, плюс к тому - эпичные миры Муркока, демисезонных драконов, Маккефри, ну и Профессора... Было от чего зафанатеть. И фанатели.

ЗЫ К Профессору относились не как к религии. Хуже. Это было мировоззрение. Это была настоящая реальность (а та, что вокруг - не настоящая). Мне некоторые особенности характера позволяли смотреть на происходящее с долей скепсиса, но народ крайне, крайне серьёзно относился к именам. На Поганище возникали споры, почти переходящие в драки, кто именно Арагорн или там Галадриель. Имена не просто выбирались - были ритуалы принятия имени, вроде крещения, инициации. Это всё было смертельно серьёзно. И нам было не десять, и даже не пятнцадать - нам было 18+, кое-кому и за двадцать.
У Ниенны были свои поклонники, которые почитали её... чёрт знает кем почитали, может, той самой Ниенной, может, просто пророком... Надо было видеть эти глаза, это бесконечное обожание в них, когда Ниенна появлялась на Поганище и пела.
32029 6170ce857752f6b09f73e9e5aefeb8a9
19 декабря 2014 в 02:19
Ниенна – Ангмарец
Видимо, моя эмоциональность во времена словесок на форумах и портала Гондор.ру была мной успешно сублимирована. Но книга всё не отпускает)
Avatar 35047 1290981495
18 декабря 2014 в 22:26
Эх, сколько мечей и копий мы в свое время сломали, споря о ЧКА, Сильме вообще...и иной раз, сломанные мечи были не фигуральным выражением) И ведь действительно, нам было не по 15 лет)) А многим и по 20-30....

А ведь это было даже не на пике)) Всего каких-то там 8 - 10 лет назад.

Тут такое началось, разделился весь колхоз,
Кто за Темных, кто за Светлых.
В ту же ночь какой-то гад,
Написал Барук-Хазад на воротах сельсовета!
(с) Филигон
Отредактировано 18 декабря 2014 в 22:30