Убедительно прошу тем, кому не интересно - не читать и не комментировать. Потому, что это произведение для меня более значимо, чем Властелин Колец, Хоббит и Сильмариллион вместе взятые.
Оно повлияло на весь мой склад ума и отношение к жизни. Это моя настольная книга, которую я постоянно перечитываю. Это первое и, пока, единственное произведение, над которым я пускаю скупую мужскую слезу при каждом новом прочтении.
Готов поспринимать конструктивную аргументированную критику. Не меньше.
ОТ АВТОРОВ
Вначале было Слово.
И Слово было – имя, то, что «не числится больше среди имен Валар, и не произносится более оно в Арде». И были – две дотошные дамы, гуманитарий и «технарь», не поверившие в то, что имя это означает – «Тот, кто восстал в мощи своей».
Вначале был вопрос.
Разве вспомнишь его теперь – тот первый вопрос, на который не найти ответа во вроде бы логичном повествовании. А когда ответ был найден, рухнула стройная схема, и шитая золотом ткань прекрасной сказки стала расползаться под пальцами… и – что за ней?
Вначале был взгляд.
Взгляд человека, не привыкшего делить людей на друзей и врагов, подлецов и героев, Черных и Белых. Не привыкшего слепо верить никому и ничему.
…Мы сами стесняемся признаться себе, что играем всю жизнь. Играем тайком от самих себя. Уверяем себя, что это только наша выдумка, сказка, это только наше… и – восхищаемся теми, кто свою сказку, свою игру смеет открыть другим, мучительно завидуем им: ведь это же так трудно – раскрыться, ведь будут бить, а что страшнее – смеяться будут – те, кто не посмел. Те, кто побоялся сделать это сам. Не каждый поступит так; но ведь и один удар – боль… И все равно – игра, мечта, сказка с нами. До конца.
Только – насколько сказка? Насколько – игра?
Когда-то, говорят, Джон Рональд Руэл Толкиен получил интересный отзыв от одного из своих собеседников – "не Вы написали «Властелина Колец». И он был рад, что кто-то еще понял это.
Когда-то Бальзак говорил, что «Человеческую комедию» ему продиктовал его призрачный двойник. И «черный человек» подтолкнул Моцарта к созданию «Реквиема».
Что же это? Может – воображение творца. Может – иное бытие, которое не все способны видеть…
А если – все?
И каждый видит по-своему: свою грань единого целого, или, как принято сейчас говорить, свое отражение. Но большинство все же идет за Ведущим. Им может быть писатель, создавший сказку о своем видении (а кто и как развернул это видение перед ним?) – и в результате восторг, восхищение красотой изложения и талантом автора ослепляет и велит видеть только так…
Говорят, лишь те произведения истинно совершенны, в которых ничего не хочешь изменить, которые не хочешь дописать или продолжить. Таких мало, и книги Дж.Р.Р.Толкиена не входят в их число – утверждение, которое попытаются оспорить тысячи читателей, относящихся к «Сильмариллион» и «Властелину Колец», как к Библии. Однако тому, кто привык не только смотреть, но и видеть, очевидно, что в произведениях профессора Толкиена сказано не все.
Давайте скажем откровенно: то, что мы зовем Ардой, – есть. Мы в это верим, – каждый по-своему, – даже если разум говорит, что это бред, что этого не может быть. Это – есть. И – будет. И наше восприятие, наша вера в мир, зовущийся Ардой, меняет и творит его даже сейчас. И на то, что вы увидите, открыв эту книгу, – почти глас вопиющего в пустыне – смотрите сами. Попробуйте, по крайней мере. Не идите лишь по нашим следам. Ищите свое. Эта книга – лишь попытка докричаться.
Как это началось и почему? Долгий рассказ. Скажем одно – настало время поверить своим мыслям, видениям, бреду, снам – и логике. Зрение выискивало недомолвки и несоответствия в повествовании Толкиена. Логика заполняла лакуны. Эмоции проверяли правильность догадки. Видения и сны – ставили перед фактом: это было так.
…А может, все начиналось совсем по-другому?
«Ну-с, молодой человек, – сказал пожилой Назгул с цифрой 24 и эмблемой Моргульского гарнизона на нашивках, вертя в руках послужной список вытянувшегося перед ним в струнку молоденького благоговеющего призрака, – посмотрим, что там у Вас…»
Таким было начало. Безобидные шуточки, анекдоты «из жизни Моргульского Университета» – ничего больше.
И – Война Гнева, закрытые страницы в «Сильмариллион»: только через год поймешь, что ни разу не перечитала их.
И – одно имя, почти никогда не произносившееся вслух.
Вначале было – Имя.
Уже не вспомнишь, кем в первый раз было сказано: «Я видела. Так было». Когда в первый раз был закрыт и отложен в сторону «Сильмариллион» («Слушай, ну это уже ни в какие ворота не лезет! Лучше уж самим посмотреть…»). Кто впервые протянул насмешливо: «Конечно-конечно, это ведь мудрые в Эрессеа говорят…»
Когда за легендами о славных победах и прекрасных бесстрашных героях впервые – кровь не вся ушла в землю – стала проступать иная правда.
Это потом – смущенные оправдания: «Ведь Гарднер в своем „Гренделе“, по сути, сделал то же самое…»
Это потом: «Ведь не один же человек писал цикл о Конане…»
Это потом – странный взгляд в пространство и неестественно-ровное: «Я помню…»
Все это еще будет. Сейчас есть только – Имя, да вопросы, которые, кажется, никто не задавал себе за все время, прошедшее с публикации «Властелина Колец» и «Сильмариллион». И есть двое – с уклоном в филологию и историю соответственно, – у которых возникло желание достроить неполную картину мира.
Книга, которую вы держите в руках – не критика Толкиена. Это попытка рассказать об Арде языком Людей, а не эльфийских легенд и преданий.
Если для Вас «Сильмариллион» – только сказка или «сумма мифологий» – закройте книгу: вы ошиблись в выборе.
Если вы ищите «что-нибудь еще про Хоббитов» – закройте книгу: здесь нет ни занятных похождений, ни веселых чудес; здесь никто не кидает шишками в волков и не ведет хитроумных бесед с глуповатым драконом.
Мы не претендуем на истину в последней инстанции: смотрите своими глазами, ведь ни один человек не может быть до конца объективным.
Мы не стремимся развенчивать одних и превозносить других, не подменяем черное белым: просто – у побежденных (а побеждены ли они?) никто, никогда и ничего не спрашивал. Летописи пишут победители, и летопись победителей – «Сильмариллион».
Мы не придумывали лихих сюжетных наворотов, не нагромождали ужасов: война жестока и без того, мы все просто привыкли к мысли об этой жестокости…
Смотрите же, как это – первая в мире война.
Смотрите, те, кто делал из Арды – игру, кто с восхищением читал о победах над Врагом, кто предвкушал счастливую развязку – цена победы такова.
И, может быть, вы задумаетесь об этом. О том, почему побежденные могут оказаться выше победивших.
А кто-то, словно обиженный ребенок, бросится защищать красивую сказку гневными письмами.
А кто-то хлопнет себя ладонью по лбу – ведь все так очевидно, Господи, где были мои глаза!..
А кто-то просто пожмет плечами и отвернется.
Все это мы уже видели.
Но, может быть, хоть один – задумается.
Смотрите: в мире нет ни абсолютного Зла, ни абсолютного Добра. Смотрите: справедливость, не ведающая милосердия, обращается в бессмысленную жестокость.
Смотрите.
Мы раскрыты. Мы не прячемся. Выбор сделан. Если кто-то услышал – хорошо. Если кто-то пойдет своим путем – хорошо. Если кто-то возненавидит – пусть.
У сказителей нет мечей.
Кто знает, кто скажет, когда появилась в Арте Книга, что стала памятью мира? Знающий язык Великой Мудрости мог прочесть в ней слова о тайнах Эа, о том, как рождался из Тьмы – Свет, о том, как был создан мир. Может, Книга древнее Арты, может появилась вместе с миром… Чьи руки касались ее в пору юности мира – только ли руки Мелькора? Или эта Книга была создана его мыслью и памятью? Кто знает это ныне? Мудрые молчат, и видящие говорят: «Это скрыто от нас». Быть может, знает это лишь Властелин Тьмы – но кто шагнет за Грань, чтобы спросить его, кто из живущих сможет вернуться назад и рассказать?
Книга, которую пишет время, Книга истины, чей язык внятен всем, но немногие видели ее. Тайны земли и звезд хранит она, и даже Владыка Судеб не знает всего, о чем повествует она.
Кто расскажет, почему идущие Путем Тьмы хранят Книгу Памяти? Может, потому, что вставшим под знамена Скорби не дано забыть ничего. Может, потому, что Тьмой рождены память и скорбь, свет и истина… Говорят, Книга сама избирает Хранителя, и немногим под силу это тяжкое бремя. Может быть, лживое слово и деяние могут обмануть чувства, разум и сердце, можно лгать самому себе и верить в эту ложь, но Книга не лжет никогда.
Книга существует, пока существует мир – а, быть может, жив мир, пока существует Книга… Кто знает? – но эта связь неразрывна, как те связи, что держат Арту, как единое целое. Никто и никогда не сможет изменить ни слова в Книге Истины, даже всем сердцем желая этого, как невозможно повернуть вспять реку Времени. Деяния идущих путем Тьмы и Света, деяния славы и позора, деяния справедливости и беззакония, добра и зла – обо всем этом говорит Книга. Можно скрыть деяние от людских глаз и от глаз Бессмертных, но читающий Книгу увидит истину…
К сердцу Мира – мое,
Прожигая свой путь в облаках,
Каплей огненной крови падает.
Синим росчерком молний
В новорожденных небесах
Нарекаю тебя – Арта…
Готовы ли вы по-главно рассматривать этот, по моему скромному мнению, лучший "фанфик" по Сильмариллиону? Есть ли вам что сказать?
- 774
- 19