Друзья мои, вот и обещанное интервью с интересным и опытным игроком в ММО. Гильд-мастером довольно известной ПвП гильдии, организатором и идеологом немаленького комьюнити русских игроков. Интеллигентным парнем, который давно выбрал, кем будет играть в Star Wars: the Old Republic.
Да-да, это mawricus, гильдия GreenFire, прошу любить и жаловать!
Привет, mawricus! Тебя можно назвать искушенным игроком в ММОРПГ. Расскажи нашим читателям, в какие игры этого жанра успел поиграть?
Ну, это зависит от того, что считать "этим жанром" в случае SW:TOR. Все современные западные ММО часто относят к одному простому типу – EverQuest-клоны: квесты, жесткая классовая система, заготовленный разработчиками заранее PvP и PvE контент. Если причислять SW:TOR к этому жанру, то я видел почти все его образцы, хоть и начинал в игре совсем другого типа – Lineage2, когда та еще только вышла. Но спустя 7 лет у меня в копилке и WoW, и EQ2, и LotRO, и AoC и многое другое.
При этом от SW:ToR тянется ниточка и к совсем другому жанру – к RvR играм (realm versus realm, мир против мира - Avl). В создании PvP в SW:TOR задействованы разработчики компании Mythic, те самые, которые выпустили Dark Age of Camelot и WarhammerOnline. В обе этих ММО я играл с огромным удовольствием, они хоть и стоят на западных, на тех же EverQuest‘овских традициях, но предлагают в добавок интересный, меняющийся в зависимости от действий игроков PvP (RvR) контент. Так вот, смотря на PvP в SW:TOR я вижу зачатки именно этого стиля. Пока это только зачатки, и я не рассчитываю, что в релизе игра сможет показать нам такой же уровень PvP контента, как DaoC или WAR. И все-таки мою PvP‘шную душу греет то, что разработчики стараются развивать именно эти традиции.
Во что играешь сейчас?
Готовлюсь к низкому старту в SWTORe, в связи с этим отдыхаю от всего онлайнового. Только что прошел с большим удовольствием L.A. Noire и Assassin’s Creed: Revelations, теперь думаю, то ли начинать Skyrim, то ли пройти раз в десятый шедевральный Dreamfall (на момент публикации mawricus уже рассекает по вселенной SW:tOR - Avl).
О, Skyrim! Впрочем, вернемся к нашей теме. Что особенного в GreenFire?
GreenFire, безусловно, принадлежит к плеяде топовых гильдий русского сообщества. Но таких гильдий наберется с полдюжины, так что даже в этой среде мы стараемся отличаться от конкурентов, предлагая нашим мемберам нечто особенное, то, чего нельзя найти в других "топовых" гильдиях.
Этим нашим коньком является то, что мы очень строго следим за социальной атмосферой в гильдии. Мы ждем от новичков не только полной отдачи и умения исполнять приказы, мы требуем куда больше – адекватности, общительности, уважительного и взрослого отношения к окружающим, а значит, отказа от матерщины, желание не просто играть в команде, а быть этой командой, причем не только в игре, но в вентрило и на форуме. Казалось бы, список критериев элементарный, но оказывается, что на практике игроки любого уровня часто не хотят в онлайне тратить время на соответствие тем человеческим критериям, которых требуют друг от друга в реальном мире.
Вот таких людей мы и отсекаем, жестко и бескомпромиссно. А вот от тех, кто прошел этап проверки, доказал, что он человек, с которым просто приятно играть, мы требуем хороших достижений и именно с этими людми мы добиваемся успеха – берем замки, застаем врагов врасплох и захватываем стратегические базы, в абсолютно любой игре, и не только за счет скилла, но и за счет знания, что играешь с людьми, которые обеспечивают тебе хорошее настроение.
Greenfire - известное имя среди русских поклонников ММОРПГ. Что можешь рассказать нашим читателям об истории гильдии?
Мы начинали сравнительно небольшой гильдией в Lineage 2. В 2005 расправляли крылышки, в 2006 и 2007 годах уже учувствовали в организации оппозиционной коалиции для борьбы с доминирующим на сервере Franz альянсе. Ух, пытаться достигать хороших результатов, когда клановая война включена 24 часа в сутки, а в гильдии принципиально запрещены боты, радары и прочие прелести, которые у противника в полном ходу – это, я вам скажу, еще та школа жизни и школа превозмогания в PvP.
А еще отличная школа поиска и организации союзников перед лицом сильного врага. Все это и стало нашими сильными сторонами, так что в 2008 году в Lineage 2 мы взяли сервер в свои руки, а придя в том же году в Warhammer Online быстро стали сильнейшей гильдией нашего европейского сервера.
На русском сервере Ranald нас до сих пор помнят как легенду – еще бы: GreenFire - отличные союзники по альянсу "Лига Непорядка" – это первые взятые предстоличные форты на сервере, первые пройденные PvPи PvE фазы в столице и экстренные сборы в три часа ночи для обороны собственного форта с целью недопущения врага в свою столицу. В 2009 году был еще Aion, где гильдия добилась солидного результата (третье место на сервере), но в целом игра оказалась не совсем в вкусе наших мемберов – слишком много тупого корейского фарма. После этого были отряды гильдии в WorldofWarcraft, в Rift, в WoT, даже в LotRO и PlanetSide, но неофициально, интересные большие проекты кончились и мы берегли тег. Так что SW:ToR - это собственно именно тот The Next Big Thing, на который мы клюнули спустя полтора года и где собираемся играть очень серьезно ради топовых достижений.
В чем нынче цель гильдии?
Получить удовольствие от SW:ToR. Почти все мемберы посмотрели на игру в бете, все загорелись, теперь дело за нами: использовать их огромную энергию для того, чтобы добиться не меньших достижений, чем в Warhammer. Если просто – мы хотим выжать из игры все то, что она нам готова дать. Регулярное PvP на Ilume, топовые команды на бэтлграундах и достойный PvE прогресс. Не сомневаюсь, что всего этого мы добьемся, ну а дальше уже дело за разработчиками – коли смогут предоставлять нам новый и интересный контент, задержимся в SW:ToR надолго.
На правах рекламы, есть у GreenFire традиции? Часто встречаетесь в оффлайне?
Да, в Москве и в Питере встречаемся, особенно на старте новых проектов. Большая сходка планируется в январе, пару недель назад относительно небольшой компанией собирались в Москве. Интересно было то, что сходка совпала с давно назначенным сбором в Ventrilo для решения оргвопросов про релиз SW:ToR. Наши ребята не растерялись, прихватили с собой в паб ноуты да айпеды. Зрелище было изумительным: группа ребят за одним столом с пинтой пива в руке с одной стороны и 120 завидующих мемберов в вентриле по ту сторону сети. Зато – приятное с полезным.
У каждой гильдии есть свои собственные, особые приколы. Кто-то особенно "любит" гномов, кто-то охотников, а у кого-то - жёсткая дедовщина и приколы про спички между пальцами. Что есть у GreenFire?
Моя собака (Bearded Collie) иногда впадает в игривое настроение и начинает грызть всякие игрушки с пищалками. Иногда делает это в опасной близости от микрофона. Но когда в вентрило в первый раз услышали этот писк, никаким моим объяснениям не поверили. Сразу нашлась более убедительная теория: Мавр на самом деле проводит PvP рейды, лежа в ванне с пеной и от удовольствия попискивает резиновой уточкой. Вот с тех пор – уточка, это почти что символ гильдии, даже предлагали официальный логотип с ее участием:
В начале ноября парни с GrindFM устроили настоящее шоу про бету Star Wars: the Old Republic. Твоё участие в эфире было содержательно, дельно и, не побоюсь этого слова, экспертно. Изменилось с тех пор твоё мнение о грядущем релизе BioWare?
Нет, никак не изменилось. Я считал и продолжаю считать, что SW:ToR - это WoW 2.0. Не потому, что это клон WoW, совсем нет. Просто тут все сделано для того, чтобы переманить именно WoW’овского подписчика. Дать ему все то, к чему он привык и добавить того, что ему не хватало: зрелищных диалогов, чтобы сгладить недостатки шаблонных квестов "собери 25 айтемов", компаньона, чтобы не чувствовать себя одиноким, делая стопятсотый квест в третьем часу ночи, зрелищную анимацию, чтобы было на что посмотреть, да и приятную графику.
Хотя под капотом обнаруживаются изюминки и для игроков из других проектов: вся PvP система, например, необычайно напоминает Warhammer Online (и это комплимент!), только значительно улучшенный – бои длятся дольше, способность смекалисто комбинировать умения класса важна больше, а контроль играет куда большую роль, не становясь при этом всемогущим, как в DAoC или даже неприятным как в WoW. К этому прибавляются сделанные на 5+ поля боя, по интересности и тактической глубине в разы превосходящие аналоги в WoW и WAR, даже несмотря на то, что их всего 3 в релизе.
На твой взгляд, в чем ещё состоят плюсы SWtOR?
В первую очередь, в игре появилось то эфемерное, неуловимое, чего фанаты Diablo и других ARPG (action rpg - Avl) любят называть "flow". Когда игровые элементы настолько плавно перетекают друг в друга, что игра подхватывает тебя в квестовом лагере, потоком несет по череде боев, ценного лута и новых уровней и отпускает в кровать лишь часов в пять утра.
Т.е. игра необычайно затягивает!
Это дорогого стоит, так как этого „flow” нет ни в Rift, ни в Aion, ни даже в PvE-части WAR, его не было и в SW:ToR полгода назад. Он безусловно есть в WoW, и именно это, я уверен, затянуло столько миллионов игроков, а теперь тот же эффект появился и в SW:ToR, после того, как разработчики грамотно исправили свои огрехи. Это очень хороший знак.
Добавишь ложку дёгтя?
Есть в SW:TOR небольшой элемент хорошей мины при плохой игре, когда разработчики презентуют игру как WoW 2.0. Потому что, по сути, все игровые "фичи" были определены еще во времена Burning Crusade, и это прослеживается даже сейчас - однообразные побочные задания. Эпичные события в роликах, конечно, компенсируют задания типа "убей 25", но убивать те самые 25 все равно придется. Плюс, длиннющие ветки талантов с явно прослеживающимся стандартным билдом, и отсутствие привычных и удобных функций, даже самых банальных, вроде возможности пригласить игрока в группу, нажав на ник в чате.
Хотя меня, как организатора PvP-рейдов, больше волнует то, что я пока не вижу способов удержать игроков надолго, особенно в открытой RvR зоне Ilum. Бафа на +50% PvP очков и дейликов на PvP сет явно маловато, чтобы поддерживать массовые баталии, не скатывающиеся к уровню Tol Barad или ОЛО.
На твой взгляд, игра готова к релизу?
Ну, если смотреть на "отполированность" игры, то, пожалуй, да. Нет, веселых и не очень веселых багов сейчас пруд пруди, но ничего критического, что мешало бы получать удовольствие от игры.
SW:ToR по "чистоте" запуска вполне может потягаться с Rift и Aion. Другое дело, готов ли контент. Ни рейды, ни PvP на Ilume, ни даже героики толком не тестировались в бете и у меня есть серьезные опасения, что дойдя до капа, мы увидим не только баги, но и серьезные дыры в дизайне.
Я видел, как разработчики Warhammer Online отказывались тестировать осады столиц (самый "топовый" контент игры), ссылаясь на то, что избранная группа из 100 внутренних тестеров уже все проверила, но как потом весь этот контент потом с треском провалился. Очень не хочется, чтобы это повторилось снова.
Но самый главный вопрос, по-моему, это даже не "готова ли игра", a "готовы ли разработчики".
Готовы ли они параллельно исправлять ошибки и выпускать много нового контента? Готовы ли они не кренится в одну сторону, а добавлять новый контент как PvE, так и PvP и RvR-игрокам? Причем все это оперативно? Проблема просто в том, что из многих недавних ММО игроки уходили не только потому, что игры были сырые, а потому, что разработчики не успевали вовремя поставлять интересный контент. В случае с SW:ToR, где высокоуровнего контента явно немного, это особенно актуально. Если Bioware будет работать на тех же оборотах, как и Blizzard в 2005ом, будет беда. Надо учиться у Sony и Trion.
Greenfire уже определился со стороной конфликта в SW:tOR?
Да, мы сознательно отодвинули все наши RP-предпочтения в сторону и смотрим на вещи именно как PvP-гильдия с многолетним стажем: Империи сейчас много, многие опросы предсказывают перевес
2 к 1 среди европейских PvPигроков (например, такой - Avl).
Для нас ситуация ясна, надо играть за меньшую сторону, т.е. за Республику. Мы знаем, как это скучно, когда приходишь вечером в PvP-зону, и видишь, что собственная толпа уже все позахватывала, а враги даже не думают высунуться. С другой стороны, у нас есть отличный опыт борьбы с превосходящими силами противника, причем как с "зергом" случайных игроков, так и с организованными гильдиями, которые даже при максимальной сыгранности становятся уязвимыми, когда их много. И мы абсолютно уверены, что даже выбрав меньшую сторону, мы сможем регулярно приводить ее к победе.
Есть предпочтения по классам среди игроков GreenFire?
На старте любой MMO, когда часто встречаешься с дисбалансом и лагами, в любой открытой PvP зоне лидируют классы дальнего боя. Этот опыт влияет на выбор классов для многих наших игроков. Некоторых классов, которые в бете выглядели через чур слабыми, многие сторонятся, например Gunslinger или Sentinel. В остальном же мы не загоняем мемберов в жесткие "сетапы", тем более, что и некоторые классы, окрещенные "гимпами" (от английского gimp=калека - Avl), оказываются очень полезными. Так, несколько наших танков решили играть за Jedi Shadow, после того, как разобрались на что он способен в действительности.
Кем собираешься играть в релизе SW:tOR?
Мое сердце принадлежит Smuggler Scoundrel - отличная анимация, лучшая сюжетная линия в игре, возможность, выходя из невидимости, раздавать врагам оплеухи прикладом, бить поддых и и стрелять спрятанным в рукаве дробовиком. Но играть на старте буду Jedi Sage по одной простой причине - водя RvR рейды очень неудобно играть melee классом, так что пришлось решиться играть вторым номеров в моем списке лучших классов.
Хех, у меня ровно такая же пара предпочтений, но думаю сыграть Smuggler Scoundrel :) С точки зрения твоего богатого опыта в ММО, насколько удачным является система классов-спеков в SWtOR?
Мне лично кажется, что разработчики, в целом, очень хорошо поработали над классами. Я, признаюсь, ожидал чего-то очень стандартного, а увидел классы, с очень хорошо закомбинированными способностями и с интересными уникальными умениями. Это, по сути, касается всех классов, кроме разве что Jedi Knight, который выглядит откровенно блекло (... и поэтому разработчики уже заявили об его переработке вскоре после релиза - Avl). Когда ты имеешь не просто жесткую ротацию, или, еще хуже, 10 наносящих похожий урон кнопок, а, в случае JediSage, например, сначала оглушаешь врага уроном, за это время используешь channeling, потом разряжаешь 20-ти секундный кд, чтобы вырубить цель еще на 4 секунды, пока ты ее кромсаешь. А когда она проснется – откидываешь ее и отправляешь ей финальный нюк – это действительно интересно и динамично.
Каким игрокам, на твой взгляд, особенно понравится SWtOR?
Безусловно фанатам KotOR и Mass Effect, хотя им придется настроиться на монотонные задания между зажигательными роликами. Как человек, отыгравший немного, но с удовольствием в PvE часть WoW, могу сказать, что и WoW‘еры будут чувствовать себя как дома. Но тут есть огромный риск, ибо, как я писал выше, мы не знаем, сумеют ли разработчики оперативно поставлять новый контент. Ну и те PvPшеры, которые готовы смириться с тем, что в SW:TOR PvP рискует ограничиться малыми формами, смогут найти тут очень интересную PvP систему.
Правда, что многие игроки не станут играть в ММОРПГ без русификации?
Наверное, правда, потому что если вы пропускаете диалоги из-за того, что не понимаете, чего там говорят, вы теряете огромную часть контента игры, причем ту часть, на которую и были затрачены основные миллионы. Без диалогов и пафосных выборов (убить/пожалеть) игра будет слишком сильно напоминать WoW образца 2007 года.
Судя по бете, можно ли назвать SWtOR ММО следующего поколения?
Нет. В SW:ToR, конечно, есть много элементов, которые перекочуют в грядущие ММО. Думаю, что теперь всем крупнобюджетным ММО будет не отвертеться от полной озвучки, да и компаньоны наверное станут популярнее у ММО-разработчиков. Но, в целом же, SW:ToR не стремится создать кардинально нового геймплея. Эта игра, как раз наоборот, пытается усовершенствовать все то хорошее, что есть в нынешнем поколении "EQ-клонов". SW:ToR– очень хорошая игра, но это не ММО будущего. Тем, кто ищет новаций, стоит смотреть в сторону TheSecretWorld, GuildWars 2 и ArcheAge, но не сюда.
Расскажи, пожалуйста, про First Class PvP.
На самом деле это просто союз гильдий, которые хотят играть вместе. Мы выбрали сервер, где есть хорошее европейское сообщество и, в то же время, где мы представляем относительно небольшой русскоязычный контингент - ровно такой, чтобы играть решающую роль на сервере, но не такой, чтобы европейцы в ужасе разбегались.
mawricus, зуб даю : читателям уже любопытно узнать о тебе больше. Что расскажешь о себе-любимом по жизни?
Я живу и учусь в Германии, заканчиваю обучение на истфаке кельнского университета (высшее образование в Европе доооолгое, и мне это вполне нравится). Занимаюсь поздней античностью (от Константина до Юстиниана, особенно проблемой исчезновения/трансформации античных городов), готовлюсь начинать с диссертацией. Уже скорее как любитель увлекаюсь отечественной историей, сейчас читаю тонны мемуаров участников событий весны 17-го года. Подрабатываю журналистикой, но пока есть возможность оставаться в науке full-time, буду сидеть в ней (кстати, универ в Кёльне - один из лучших в Европе - Avl).
Есть мнение, что гильд-мастеры в ММО играх получают бесценный для карьеры опыт. Что скажешь? Чему научил тебя твой опыт гильд-мастера?
Сложно сказать. С одной стороны – да. С другой, чтобы взвалить на себя всю гущу гильдийских проблем, надо, видимо, тоже сначала принести какой-то "скилл" из реальной жизни. Тут связь скорее в оба конца. Но то, что руководство гильдией дает бесценный опыт в мотивировании согильдийцев, в разборе конфликтов и поиске компромиссов – это безусловно.
Что бы ты посоветовал гильд-мастеру-новичку PvP гильдии?
Банально, но в первую очередь показывать самому те ценности, которые записаны у тебя в уставе. Требуешь адекватность? Не матерись через слово и не заваливайся в венту пьяным. Требуешь не слакать? Не слакай сам. Остальное уже прикладывается само, когда появляется самое главное – авторитет.
Какую музыку предпочитаешь нынче?
Я ж буду последним хвастуном, если признаюсь, что больше всего на свете обожаю Шнитке (как "серьезного", так и "популярного") и заслушиваюсь гитарными обработками Баха. Поэтому нате вам очень милую Zaz:
Что пожелаешь нашим читателям под занавес нашего интервью?
Играть в первую очередь в ту ММО, где есть чем заняться и где приятно провести время с хорошей компанией. Не ждать с нетерпением список фич каждой новой ММО, а потом ненавидеть разработчика, за то, что он не выполнил обещания. Мы все через это много раз прошли и, по-моему, хватит. Так что мое пожелание для себя и других простое: играть в то, во что приятно, а что сверх того - то от лукавого.
Спасибо за интересную беседу, mawricus!
Тебе спасибо :)
теги: blog sw:tor республика империя ситхи coruscant treaty
Avl слушает: Woodkit - Iron (OST Assassin's Creed: Revelations)
Avl смотрит: божественный трейлер к Assassin's Creed: Revelations!
Понравилось интервью? Не понравилось интервью? Выскажи своё мнение и поставь оценку этому посту в правом верхнем углу экрана.
И, коли тебе это показалось содержательным - смело прожимай кнопочку "отслеживать", у нас тут печеньки!
- 14682
- 40